StudyDocs.ru Logo

KR_GRE.docx


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образованияПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТФакультет экономики и управленияКафедра экономической теории и международных отношений






Контрольная работа по дисциплине «Государственное регулирование экономики»Вариант № 2






Выполнила: студентка 5-ого курса группы 12ЗБПЭ-51Борисова. Н. А.Проверила: Новосельцева. Г. Б.


Пенза 2016г.ОглавлениеСовременная система экономических интересов. Носители и выразители экономических интересов. Бюрократия в рыночной экономике. Взаимосвязь ГЭП с носителями хозяйственных интересов.Модели государственной стабилизационной экономической политики: модель краткосрочной стабилизации А. Филипса, ее монетаристская версия; стабилизационная ГЭП в экономике рациональных ожиданий; модель «экономики предложения».


Современная система экономических интересов. Носители и выразители экономических интересов. Бюрократия в рыночной экономике. Взаимосвязь ГЭП с носителями хозяйственных интересов.
Субъекты регулированияГосударственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).Теоретически понятие ГЭП шире ГРЭ, так как первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости ГРЭ, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины “государственное регулирование экономики” и “государственная экономическая политика” в наше время идентичны.Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям второй мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем его распаду и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.Для уяснения механизма ГРЭ целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты или средства, а также этапы развития ГРЭ.Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.
Носители хозяйственных интересовНосители хозяйственных интересов — это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную политику.Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственным аппаратом, регулирующим хозяйство.Реакция органов ГРЭ на инициативы носителей экономических интересов различна. Информация при отлаженной системе ГРЭ имеет значение для анализа текущего и перспективного состояния экономических интересов.

Выразители хозяйственных интересовНосители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации - это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров и т.п. Некоторые из этих союзов насчитывают миллионы членов (профсоюзы), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например, ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.Самые могущественные выразители хозяйственных интересов — это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие на ГЭП. У выразителей хозяйственных интересов есть печатные издания, значительные финансовые ресурсы, центры подготовки кадров и связей с общественностью. Союзы предпринимателей и профсоюзы построены по отраслевому и территориальному признаку, все местные и отраслевые союзы иерархически подчинены общенациональным центрам, которые, в свою очередь, входят в международные региональные и мировые объединения.Рекомендации, советы, консультации, меморандумы, различные каналы влияния этих выразителей хозяйственных интересов на органы государственного экономического регулирования — это вторая линия связи хозяйственных интересов с ГЭП.Выразителями социально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических, специфических региональных интересов являются политические партии. В отличие от выразителей экономических интересов, которые заявляют, от чьего имени они выступают, политические партии часто действуют под знаменем общенациональных интересов, например, демократическая и республиканская партия в США.Партии тесно связаны с выразителями и носителями экономических интересов. Во всем мире социал-демократические партии тесно связаны с профсоюзами, а союзы предпринимателей поддерживают консервативные, христианско-демократические, либеральные партии.С точки зрения оценки перспектив ГЭП важнейшее значение имеет изучение социально-экономических разделов программ партий, реально претендующих на победу на следующих выборах. Тогда эти партийные программы могут стать основой правительственной программы или составной частью (в случае формирования правительства коалицией партий).
Исполнители хозяйственных интересовПроводить в жизнь программу государственной экономической политики будут субъекты ГРЭ — исполнители хозяйственных интересов.Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в ГЭП.Исполнителями хозяйственных интересов — субъектами ГРЭ — являются органы ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. В государствах с федеративным устройством (США, Канада, Индия, ФРГ, Россия, Испания, Бразилия, Малайзия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов ГРЭ, все более независимыми в осуществлении ГРЭ от законодательной власти становятся исполнительные органы.Интересным с точки зрения изучения механизма ГРЭ является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создается орган из представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися. Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию отдельных отраслей из представителей министерства экономики и отраслевых союзов предпринимателей. Аналогичные советы создаются для осуществления государственных региональных программ.Эти органы не избираются и не всегда назначаются парламентом, а формируются чаще всего центральными и местными властями вместе с заинтересованными союзами — выразителями экономических интересов. Часто они непосредственно проводят в жизнь, а иногда и принимают решения по мерам экономического и социального регулирования.Основная часть таких органов формально осуществляет консультативную деятельность, но в действительности решающим образом воздействует на ГЭП. К таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве (известный “совет мудрецов” при канцлере ФРГ), министерствах экономики, финансов, социального обеспечения, отдельных их управлениях, центральном банке, правлениях государственных железных дорог, почт и телеграфа и др.В совете, консультирующем министерство экономики по судостроительной промышленности, находящейся в большинстве развитых стран в состоянии затяжного кризиса, заседают чиновники соответствующих отделов министерства, представители судостроительных компаний и независимые эксперты. Рекомендации совета не имеют силы правительственного постановления, но с большой вероятностью будут вскоре формализованы в правительственные меры по регулированию, санированию судостроительной промышленности.Подразделения федерального и регионального учреждения, ответственные за ГРЭ судостроения, имеют дело с несколькими (три— пять, а в некоторых странах одна—две) судостроительными компаниями. От этих компаний сильно зависит спрос на продукцию сотен крупных предприятий в регионе и во всей стране, состояние национального экспорта, платежного баланса (отечественные судовладельцы могут заказывать суда на верфях у себя дома или за рубежом). Но самое главное, от положения судостроительных фирм в значительной мере зависит занятость в регионе, доходы местного бюджета и настроение избирателей. В результате органы федерального и местного правительств вынуждены учитывать и выполнять пожелания судостроительных фирм, сформулированные в рекомендациях советов или отраслевых союзов предпринимателей, в той мере, в какой это не противоречит другим целям ГРЭ.Другая группа государственно-частных органов хозяйственного регулирования — это советы по сферам деятельности, например, научно-технический, военно-технический, по региональной политике, по внутренним водным путям сообщений, по профессиональному образованию. В отличие от отраслевых советов в них входят наряду с сотрудниками правительственных органов и экспертами представители самых разных отраслей, банков, различных фондов, объединений инженеров, профсоюзов, общественных движений. Их рекомендации относятся к принципиальной ориентации ГЭП, к направлениям расходования средств из бюджета и различных фондов.Это четвертая линия связи между носителями экономических интересов и ГРЭ: носители (в данном случае заинтересованные фирмы) — выразители (союзы предпринимателей) — советы при государственных регулирующих органах. По этой линии происходит корректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных, профессиональных, общественных (например, экологических) групп.Существуют многочисленные возможности воздействия носителей и выразителей хозяйственных интересов на ГЭП: через органы массовой информации, демонстрации и манифестации, сбор подписей, обращения в суды — от местных до международных, кампании гражданского неповиновения и т.д. Наиболее действенная из них — обоснованное обращение в суд в случае нарушения государственными органами хозяйственного регулирования экономических интересов, защищаемых конституцией или законами.
Обратная связь ГРЭ с носителями хозяйственных интересовОбратная связь между ГРЭ и носителями хозяйственных интересов довольно жесткая. Во-первых, успех ГРЭ проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.Во-вторых, успехи ГРЭ отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: в уровне социальной напряженности (забастовки, демонстрации, выступления профсоюзов, торгово-промышленных палат с критикой экономической политики правительства), оценка ГРЭ средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо и через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования с их интересами. Наконец, союзы — выразители хозяйственных интересов своих членов, так же как и отдельные юридические и физические лица, финансируют или отказывают в средствах финансирования той или иной партии на выборах, избиратели голосуют за партию, а значит, и за экономическую часть программы этой партии, или нет. Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям — это главная линия обратной связи между ГЭП и носителями хозяйственных интересов.Органы ГРЭ не могут позволить себе выяснять реакцию носителей хозяйственных интересов на общую направленность и конкретные меры ГЭП во время выборов, дожидаться, когда недовольство экономической ситуацией примет крайние формы (забастовки, бегство капитала). Правительственным органам нужна оперативная информация, по возможности достоверный прогноз поведения хозяйственных субъектов в случае осуществления той или иной меры государственного регулирования. Для этого существует отработанный механизм в виде анкетных опросов.
Анкетирование как форма обратной связиОпросы постоянно проводятся специализированными исследовательскими центрами. Такие центры во Франции, ФРГ, Нидерландах и Швеции, например, проводят анкетирование определенного круга компаний и индивидуальных предпринимателей, отражающих по отраслевой структуре и размерам капитала и оборота социально-экономическую структуру страны. Предприниматели за ответы на анкеты на льготных условиях получают от научного центра обзоры и прогнозы, в которых они заинтересованы, и с готовностью сотрудничают с центром.В анкетах задаются вопросы, как бы прореагировали фирмы в своей экономической политике на конкретную государственную регулирующую акцию. Например, если бы были изменены налоговые ставки или нормы амортизационных списаний основного капитала, то как бы это отразилось в количественном выражении на издержках, ценах, капиталовложениях, отчислениях в резервы, расходах на научные исследования, кадровой политике предприятия. Ответы должны содержать и оценку регулирующей акции.При помощи анкетного метода исследуют эффективность инструментария не только бюджетного, но и монетаристского регулирования, и воздействия государственных закупок и заказов, инвестиций в государственный сектор.Анкетный метод исследования эффективности ГРЭ не может полностью исключить элементы неопределенности при разработке рекомендаций. Несмотря на это, он сыграл значительную роль в разработке арсенала средств ГЭП, завоевал большой авторитет не только в научных кругах, но и в государственном аппарате, занимающемся хозяйственными вопросами. Этот метод превратился в рабочий инструмент ГРЭ, обеспечивающий обратную связь между регулирующими органами и носителями экономических интересов. Мы рассмотрели идеальную картину зависимости ГРЭ от экономических интересов, механизм этой зависимости и обратной связи. В реальной жизни наблюдается масса отклонений от модели — идет борьба между отдельными группами интересов за влияние на органы регулирования, широкое распространение получил лоббизм, известны факты коррупции в органах ГЭП в разных странах. Но механизм ГРЭ функционирует все-таки не по отклонениям, а по правилам.
Способ принятия решений бюрократическим аппаратомЧто же касается экономических интересов самого хозяйствующего субъекта как носителя производственного потенциала, следует отметить, что в современных условиях перспективы динамичного и стабильного развития практически любого предприятия в значительной степени зависят от правильного понимания его собственниками и высшим менеджментом долгосрочных целей хозяйствующего субъекта. А также умения выработать на этой основе такую стратегию, которая позволила бы своевременно и адекватно реагировать на изменения внешней рыночной среды, повысить внутреннюю организационную и экономическую устойчивость предприятия, обеспечить диверсификацию производства и управления, высокую степень лояльности персонала, его заинтересованности в результатах труда. Кроме того, экономические интересы хозяйствующих субъектов связаны с органами власти, которые призваны выражать интересы всего населения, проживающего на территории определенной страны. Поэтому эти экономические интересы должны быть согласованы.В связи с проблемой согласования экономических интересов в экономической литературе довольно часто встает вопрос о представительстве экономических интересов.Сущность данной проблемы заключается в невозможности для экономического субъекта представлять свои интересы на всех уровнях власти. Экономические интересы не реализуются автоматически, здесь много зависит от практической деятельности, от того, какая будет выработана система мер по их осуществлению, кто и как будет проводить в жизнь данные мероприятия. При этом на всех этапах возможны действия, способствующие реализации экономических интересов, или действия, которые отклоняются в ту или иную сторону от них, и которые порождаются либо волюнтаристскими соображениями и представлениями, либо, напротив, стремятся эти интересы фетишизировать.Без наличия процесса представления и реализации интересов одних субъектов другими не было бы и процесса экономического развития в целом, так как именно специализация во многом обусловила переход от родового строя к классовому обществу. В результате повышается возможность реализации экономических интересов и у носителя, и у представителя.С такими функциями, сопутствующими процессу реализации экономических интересов других субъектов, а также с различными организационными проблемами призван справляться такой социально-экономический институт как бюрократия. Появление этого института отнюдь не случайно, так как оно определено более низкими издержками по обслуживанию процесса разработки и осуществления отдельных мероприятий экономической политики, а также их контролю, по сравнению с конкурирующими структурами.Однако, как показывает практика, принятие решений представителями бюрократического аппарата часто становится крайне неэффективным для общества. Существует несколько объективных причин, объясняющих данный феномен, среди которых можно выделить временной лаг, отрицательные экстерналии отдельных статей бюджета, ошибки и заблуждения со стороны чиновников, недостаточно владеющих инструментами экономической политики, а также следствия прежних решений.Это связано с тем, что бюрократический механизм содержит в себе неразрешимое противоречие. С одной стороны, создание института бюрократии преследует цель организации деятельности государства и его систем, поддержки рыночных механизмов в управлении экономикой. С другой стороны, происходит отступление от этих целей для удовлетворения личных персонифицированных интересов бюрократов.На принятие решений представителями бюрократического аппарата влияет установленная в социально-экономической системе общества организация формальных правил и неформальных норм, а также их частные (личные) экономические интересы. Частные интересы бюрократии могут включать как интересы одного политически влиятельного чиновника, так и целой группы лиц, интересы которых он выражает. В свою очередь, система правил и норм формируется под воздействием личных персонифицированных интересов бюрократов и некоего социального контракта (явного и неявного). Какое влияние окажется сильнее зависит от ряда причин политического, экономического или социального характера.Бюрократический аппарат не только реализует принятые решения, но фактически участвует и в подготовке большинства из них. При этом бюрократия проявляет свою заинтересованность в ослаблении ресурсных ограничений и не слишком жестком определении задач. Также некоторое увеличение бюджетных расходов на определенные цели отвечает и экономическим интересам чиновников, поскольку облегчает выполнение миссии. А в той мере, в какой речь идет о росте самого аппарата и повышении окладов, расширяет возможности их продвижения по службе и укрепляет материальное положение, тем самым, реализуя частные персонифицированные интересы.Несомненно, наряду со сверхрасточительностью для бюрократии чаще всего характерно стремление к стабильности. Хозяйствующим субъектам, готовым пойти на риск и осуществляющим кардинальные изменения, приходится распоряжаться своими собственными ресурсами для того, чтобы результат предпринятых усилий воплотился в его собственной прибыли. Государственным служащим, включая наиболее высокопоставленных, труднее предпринимать крупные инновации, поскольку они расходуют общественные средства и стеснены инструкциями. Однако если нововведение принесет отдачу, эквивалентную, например, 100-1000 годовых окладов чиновника, предложившего это нововведение, сам он, скорее всего, получит лишь относительно скромную премию или очередную должность. Вместе с тем эта новая должность будет являться стимулом и возможностью для удовлетворения индивидуальных потребностей.Существует целый ряд способов, позволяющих чиновникам проводить определенные решения, отвечающие их частным (личным) интересам. В частности, существует так называемый парадокс голосования, вследствие которого принятие решений при определенных условиях зависит от процедуры голосования вопросов, а также ставшие обычными в практике большинства правительств лоббизма и логроллинга (способы реализации частных (личных) интересов бюрократии будут рассмотрены далее в следующем параграфе).Бюрократия по своему предназначению есть связующее звено системы экономических отношений общества. Одной из неотъемлемых черт ее основной деятельности является посредничество в эффективной реализации для всей социально-экономической системы общества принятых решений, а также в непременном сочетании и совпадении экономических интересов, начиная с частных (личных) интересов индивида и вплоть до государственных и национальных интересов.В реальной жизни персонифицированные интересы представителей бюрократического аппарата становятся преградой в реализации экономических интересов общества в целом. Возникают так называемые разрывы в принятии и исполнении управленческих решений не только на уровне отдельного субъекта, но и на уровне целого государства. Соответственно возникают разрывы в совпадении и синтезе экономических интересов социально-экономической системы общества. И значение этих разрывов чрезвычайно велико, и, в первую очередь, - в наиболее разветвленной системе – государственной. По вертикали власти от вершины вниз передаются принятые решения, а в обратном направлении поступает информация для принятия следующей серии решений. В силу перечисленных факторов происходит принятие решений, значительно увеличивающих издержки управления социально-экономической системой за счет роста числа бюрократов, удовлетворения их частных (личных) интересов, а также ответной реакции экономических субъектов на принятые государственными чиновниками решения.В результате общество по-разному пытается преодолеть разрывы в системе экономических интересов, проявляющихся в социально-экономических отношениях и способах их регулирования. В образующиеся нормативные дыры устремляется криминал, который за нелегальные деньги предлагает обществу легкие пути обхода устоявшихся норм и правил. При этом часть нелегального оборота денежных средств оседает в карманах бюрократии в виде взяток. В результате расцветает коррупция, а бюрократы оказываются незаинтересованными в изменении действующей нормативно-правовой базы, обеспечивающей им источник дохода.Итак, под экономическими интересами бюрократии подразумеваются интересы чиновников разных уровней власти в их борьбе за ограниченный доступ к различным благам и сохранение легитимности своих привилегий.

Таким образом, система экономических интересов общества представляет собой противоречивое множество, играющее сложную, многофункциональную роль в обществе. Одновременно единство интересов проявляется через общие черты, присущие всем видам интересов. Во-первых, все они персонифицируются в конкретном индивиде. Во-вторых, каждый интерес, в конечном счете, направлен на присвоение необходимых жизненных средств, характеризующее потребительское поведение. В-третьих, общность интересов заключается в системе взаимосвязей экономических интересов, их координации, субординации, детерминации. Ни один экономический интерес не может реализоваться без совокупности связей с другими интересами. В-четвертых, социальную основу единства экономических интересов представляет система общественных институтов: социальных норм, традиций и правил поведения, опосредованных общественной моралью и правом. В-пятых, каждый вид интереса, и каждая их подсистема выполняет, кроме общих, специфические функции в социально-экономической системе, что предопределяет наличие обусловленной иерархии интересов.

ЛитератураАбалкин Л.И. О национально-государственных интересах России.// Вопросы экономики. – 1994. - №2. – С. 4-16.Альпидовская М.Л. Бюрократия как социально-экономический институт: монография / М.Л. Альпидовская – М.: ИТ «Красная звезда», 2006. – 88 с.Альпидовская М.Л. Теория бюрократии: экономический аспект. Монография. – М.: Издательский дом «Красная звезда», 2008. – 176 с.Альпидовская М.Л. Особенности бюрократического управления экономикой // Финансы и кредит. – 2006. – № 30(324). – С.61-64.Альпидовская М.Л. Бренность бюрократической экономики постмодернизма // Философия хозяйства. – 2011. № 2 (74). – С.113-120.Альпидовская М.Л., Свитич А.А. Национальные экономические интересы как приоритет в программе модернизации национальной экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. № 20 (113). – С.2 - 5.Экономическая история СССР: Очерки / Рук. авт. колл. Л.И. Абалкин. — М.: ИНФРА-М, 2009. – 496 c.


Модели государственной стабилизационной экономической политики: модель краткосрочной стабилизации А. Филипса, ее монетаристская версия; стабилизационная ГЭП в экономике рациональных ожиданий; модель «экономики предложения».
Кривая ФилипсаВ 1958 году британский экономист А.В. Филлипс опубликовал работу, в которой на основе эмпирических данных за достаточно длительный период времени показал существование обратной связи между темпом прироста номинальной заработной платы и уровнем безработицы (u).Открытая Филлипсом закономерность привлекла внимание экономистов - кейнсианцев, так как давала дополнительное теоретическое обоснование для проведения активной стабилизационной политики. Была разработана концепция обратной связи между динамикой уровня безработицы (u) и темпа инфляции (π), получившая название кривой Филипса.На рисунке 1 представлена кривая Филлипса (Pc), которая показывает, что, например, в точке А высокому уровню безработицы uA соответствует низкий темп инфляции πА . Точка В, наоборот, характеризуется низким уровнем безработицы в сочетании с высоким темпом инфляции π В .


Рис.1. Кривая ФиллипсаОтсюда можно сделать вывод, что задача стабилизационной политики сводится к поиску «правильной» точки на кривой Филлипса. Однако кривая Филлипса демонстрирует невозможность достижения оптимального состояния, которое характеризуется низким темпом инфляции и низким уровнем безработицы.Очевидна связь между движением вдоль кривой Филлипса и движением кривой совокупного спроса (AD ) вдоль кривой совокупного предложения (AS ) в модели совокупный спрос – совокупное предложение (рис. 2).

Рис. 2
Когда совокупный спрос растет с AD до AD 1 , равновесие перемещается из точки А в точку В ( рисунок 2.А), что сопровождается ростом уровня цен (PB > PA ) , ростом равновесного уровня реального ВВП ( QB > QA ) и соответственно снижением уровня безработицы (uB < uA ) ( рисунок 2.Б).Шоки предложения. Стагфляция. Однако в 70-е годы ХХ века произошли события, которые опровергали невозможность одновременного роста темпа инфляциии уровня безработицы. Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) вызвала значительное повышение цен на нефть, в результате чего возникла стагфляция : падение производства (следовательно, рост безработицы), сопровождающееся ускорением инфляции. Рисунок 3 показывает, как в результате такого отрицательного шока предложения кривая совокупного предложения сдвигается влево и вверх (рисунок 3 А). Кривая Филлипса (рисунок 3 Б) сдвигается вправо, что означает увеличение темпов инфляции для любого уровня безработицы.

Рис. 3
В дальнейшем целый ряд видных экономистов подвергли критике кейнсианскую кривую Филлипса, дав собственные интерпретации взаимосвязи безработицы и инфляции. Однако кейнсианцы по-прежнему используют эту концепцию (несколько усовершенствовав ее) для обоснования стабилизационной политики государства.Современная кривая Филлипса утверждает, что темп инфляции – изменение уровня цен по сравнению с предшествующим периодом – зависит от трех факторов:- ожидаемая инфляция;- циклическая безработица;- шоковые изменения предложения.Три упомянутые фактора отражены в уравнении кривой Филлипса:π=πe – b(u-u*)+eТемп инфляции = ожидаемый темп инфляции – (b* уровень циклической безработицы) + резкие изменения предложения, где b больше нуля. Знак минус означает, что при высокой циклической безработице темпы инфляции снижаются.Для того чтобы кривая Филлипса могла стать полезным инструментом макроэкономического анализа (и макроэкономической политики), нужно выяснить, от чего зависит ожидаемый темп инфляции. Принято считать, что инфляция – инерционный процесс: люди строят свои ожидания относительно инфляции на основе уже наблюдаемой инфляции. Если не наблюдается резких отклонений безработицы от естественного уровня, а также резких шоков предложения, то уровень цен будет расти постоянным темпом. Эта инерция возникает потому, что прошлая инфляция влияет на ожидания по поводу будущей инфляции, а эти ожидания, в свою очередь, влияют на устанавливаемые цены и заработную плату.Однако, несмотря на инерционную природу инфляции, мы наблюдаем как увеличение, так и снижение темпов инфляции. Второй и третий члены уравнения кривой Филлипса характеризуют факторы, изменяющие темп инфляции.b(u-u*) показывает, что чем ниже уровень циклической безработицы, тем выше темп инфляции. Так как циклическая безработица сокращается по мере роста совокупного спроса, мы можем сделать вывод, что второй член уравнения кривой Филлипса представляет инфляцию спроса.e показывает зависимость инфляции от шоков предложения, то есть характеризует инфляцию издержек. Отрицательные шоки придают e положительное значение, что увеличивает темп инфляции. Положительные шоки, наоборот, придают e отрицательное значение и замедляют инфляцию.Монетаристская интерпретация кривой Филлипса. Гипотеза естественного уровня. Гипотеза адаптивных ожиданий. Однако монетаристы утверждают, в долгосрочном плане не существует обратной зависимости между темпом инфляции и уровнем безработицы. А это значит, что невозможно, управляя совокупным спросом с помощью инструментов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, сократить безработицу, допустив некоторое ускорение инфляции. Результатом такой политики, по их мнению, будет лишь ускорение инфляции, сократить же безработицу не удастся, так как безработица в долгосрочном плане тяготеет к естественному уровню (который, как известно, определяется особенностями рынка труда). Эта логика нашла свое отражение в долгосрочной кривой Филлипса, которая выглядит как вертикальная линия (рисунок 4 А). Вертикальная кривая Филлипса является ярким выражением классической идеи нейтральности денег.В соответствии с этой идеей долгосрочная кривая совокупного предложения (AS) также представлена вертикальной линией (рисунок 4 Б).Если государство начнет проводить политику стимулирования совокупного спроса (в целях сокращения безработицы), это приведет только к росту уровня цен. Безработица же останется на своем естественном уровне (u*), который не зависит от политики государства. В соответствии с трактовкой монетаристов естественный уровень безработицы – это такой ее уровень, при котором инфляция не ускоряется и не замедляется, то есть это уровень, к которому тяготеет безработица в долгосрочном плане.

Рис. 4
Впрочем, монетаристы полагают, что государство может и должно, используя находящиеся в его власти рычаги, содействовать снижению естественного уровня безработицы, что сдвинет долгосрочную кривую Филлипса влево (соответственно долгосрочная кривая совокупного предложения сдвинется вправо).Гипотеза адаптивных ожиданий предполагает, что наряду с долгосрочной кривой Филлипса существует краткосрочная кривая Филлипса, так как действительный темп инфляции не всегда совпадает с ожидаемым.Для объяснения взаимодействия краткосрочных и долгосрочной кривых Филлипса монетаристы используют идею адаптивных (инфляционных) ожиданий: ожидания будущего темпа инфляции основываются на инфляционном опыте недавнего прошлого. В результате инфляция сама себя подпитывает.

Рис. 5.
На рисунке 5 показана учитывающая ожидания (приростная) кривая Филлипса (Pc) при естественном уровне безработицы u*.Предположим, экономика находится в точке А1 , которая характеризуется естественным уровнем безработицы u* и ожиданиями нулевого темпа инфляции.Если государство с помощью мер бюджетно-налоговой или денежно-кредитной политики попытается снизить безработицу до уровня u1, то произойдет движение из точки А1 в точку В1 на краткосрочной кривой Филлипса Pc1 , так как действительный темп инфляции увеличится. Когда действительный темп инфляции выше, чем ожидаемый, безработица сокращается (и наоборот).Через некоторое время, в течение которого ожидаемая инфляция достигнет уровня фактической инфляции, безработица вернется к своему естественному уровню (точка А2 на более высокой краткосрочной кривой Филлипса Pc2 ), но уже при более высоком уровне ожидаемой инфляции.Если государство повторит попытку снизить безработицу до уровня u1, то все повторится, но только на еще более высокой краткосрочной кривой Филлипса Pc3 (точка А3 ) и еще более высоком уровне ожидаемой инфляции.Главный смысл гипотезы адаптивных ожиданий – показать способ борьбы с высокой инфляцией.Если в стране наблюдается высокая инфляция (точка А3 ), государство должно пойти на временное увеличение безработицы до уровня u2 (выше естественного уровня), например, сокращая денежную массу. В связи с этим действительный темп инфляции сократится по сравнению с ожидаемым высоким темпом, безработица увеличится до уровня u2 (точка С3 на краткосрочной кривой Филлипса Pc3 ). По мере адаптации инфляционных ожиданий к более низкому действительному уровню, безработица вернется к естественному уровню (точка А2 на кривой Pc2 ).
Теория рациональных ожиданийНа западе в середине 70-х годов известное распространение среды некейнсианцев получила теория рациональных ожиданий (ТРО) Ее ведущие представитель - Р Льюкес, Т Сарджан и Н Уоллес, исходят из того, что рыночные субъекты в экономической жизни ведут себя рационально Они Собирают и осмысливают информацию при формирования ожиданий Относительно предметов, касающихся их экономических интересов При этом сторонники ТРО допускают, что бизнесмены, работники и потребители не только разбираются в микроэкономике, с которой непосредственно Имеют дело, но также понимают, как функционирует макроэкономика, и получают доступ к информации, достаточной для принятия решений, Которые наилучшим образом вписывают их частные интересы в народнохозяйственные процессы Более того, они полагают, что люди не просто распространяют опыт прошлого на будущее, но адекватно оценивают (соответственно своим интересам) воздействие проводимой политики на перспективы экономики Исходя из этого рыночные субъекты будто бы принимают решения, Которые базируются на таком предвидении и Которые максимизируют их благосостояние вне зависимости от изменений, происходящих в народном хозяйстве, и факторов, их вызвавших В этом суть так называемых рациональных ожиданий людей.Представители ТРО, как и Монетаристы, предполагают (Согласно докейнсианской парадигме саморегуляции капиталистической экономики), что рынки являются в высокой степени конкурентными, а зарплата и цены - достаточно гибкими в сторону понижения. Но они идут дальше, допуская, будто информация об изменениях конъюнктуры передается быстро и даже мгновенно; следовательно, принимаемые на ее основе решения с раз же приспосабливают равновесные цены и Объемы производства к сдвиг в технологиях, к различным потрясениям (засуха, наводнения, биржевым крахам и др) и к переменам в фискальной и кредитно-денежной политике Отсюда делается вывод о Нецелесообразность любого вмешательства государства в экономику, ибо стабилизационные меры будут изменять только цены и не затронут реального производства и занятости По их мнение, например, ориентирование фискальной и кредитно-денежной политики на расширение совокупного спроса приведет только к повышению цен без изменения реального производства, которое, как в ни полагают, действует при полной занятости в условиях капитализма Напротив, если Фискальная и кредитно-денежная политика ориентирован на сокращение совокупного спроса в целях предотвращения перегрев а экономики, то результатом станет снижение цен с сохранения неизменно уровня экономической активности.Хотя ТРО солидарно с монетаризмом в призыв к основанной на правилах политике, ее аргументация иная Неэффективность стабилизационного регулирования, Согласно теории рациональных ожиданий, обусловлена а не просчета, а реакцией людей на ожидаемые результаты дискретных мэр При этом К Макконнелл и С Брю Считают, что в настоящий момент подавляющее большинство экономистов НЕ разделяют положений ТРО Во Во-первых, сомнительно, Чтобы люди всегда адекватно реагировали на экономическую политику Во-вторых, многие рынки неконкурентные и не приспосабливаются к новации быстро В В-третьих, имеется достаточно свидетельств влияния политики на реальный ВНП Это касается, в частности, и теории экономики предложения.
Теория экономики предложенияСторонники теории экономики предложения (ТЭП) утверждают, что дискретная Фискальная и кредитно-денежная политика, отстаиваемая кейнсианцами, не может одолеть стагфляция (сочетание спада с инфляцией, к которое было присуще большинству развитых капиталистических стран в 70-х и начале 80-х годов) именно потому, что центром кейнсианства является проблема поддержания совокупного спроса Представители ТЭП, как видно из ее названия, полагают, что в долгосрочного периоде борьба с безработицей и инфляцией должна ориентироваться непосредственно на стимулирование предложения.В противоположность кейнсианцы, они прежде всего убеждены, что большая часть налогов трансформируется в издержки бизнеса и перекладывается на покупателей через повышение цен Иначе говоря, налоги усиливают инфляцию издержек, ибо многие из налогов являются \"клином\" между затратами и ценами, Который (клин) по мере расширения вмешательства государства возрастает В результате, с одной стороны, Подрывается экономическая эффективность и подталкивается инфляция издержек, а с другой - налоги ограничивают экономический интерес и уменьшают стремление к черту, что сокращает производство и предложение Да кем образом, возникает сочетание спада с ростом цен, которое было характерно для кризисов 1974-1975 и 1980-1982 гг По их мнениям, этому содействуют также гострансферты, ибо, во-первых, способствуют иждивенчеству малоимущих и безработных, а во-вторых, облагают налогом для их финансирования занятых и фирмы Сторонники ТЭП уделял особое внимание предельным ставка м налогообложения, т е прироста налогов к приросту доходов, полагая, что чрезмерный пресс сдерживает сбережения и инвестиции. Они Настаивают на уменьшении предельных ставок налогов и налогообложения капиталовложений, ссылаясь на кривую Лаффера, изображенную на рис 25 рис. 25.1.

Рис 251 Кривая Лаффера
Она показывает связь между ставками налога и объемом налоговых поступлений в бюджет. Основная идея заключалась в том, что по мере роста налоговых ставок от нуля до 100 % налоговые поступления сначала будут расти от нуля до некоторого максимального уровня – критической точки, а затем увеличение ставок приведет к снижению поступлений налогов в бюджет до нуля. Для обоснования такой зависимости теоретики экономики предложения приводят следующие аргументы: высказывания экономистов прошлого, анализ результатов проводимых ранее налоговых реформ, эмпирические оценки собственно зависимости между ставками налогов и объемом налоговых поступлений, а также тех зависимостей, которые определяют данную и отражают те взаимосвязи, которые выражают суть концепции.Идея Лаффера состоит в том, что экономика в настоящее время находится на кривой в точке В. Согласно его теории снижение налоговых ставок приведет лишь к краткосрочному сокращению среднегодового объема налоговых поступлений в бюджет. В длительной перспективе эта мера обеспечит рост сбережений, инвестиций, производства, занятости, совокупных доходов, а следовательно, расширит налогооблагаемую базу. Этот процесс (движение от точки В к точке А) возможен при прогрессивной системе налогообложения и осуществлении такой реформы, которая предусматривает снижение ставок налога на высокие личные доходы и прибыли корпораций. В итоге возрастут государственные доходы, уменьшится дефицит бюджета, более слабым станет эффект вытеснения, сократятся темпы инфляции и произойдет ускорение экономического роста. Критерий оптимальности налоговой политики – максимум государственных доходов в результате налогообложения. Несмотря на многочисленные возражения и критику в адрес сторонников теории предложения, ряд принципов этой концепции был положен в основу экономической политики правительств США, Великобритании, ФРГ и других развитых стран, проводимой в 1980-е гг.Теория экономики предложения реализовалась практически в так называемой рейганомики, т.е. в экономическом курсе, проводившемся президентом США Р Рейганом (1980-1988 гг) рейганомики включала:1) приостановку роста государственно вмешательства в экономику путем замораживания и некоторого сокращения расходов на социальные программы (при увеличении затрат на оборону);2) сужение государственно регулирования частного бизнеса для уменьшения его издержек и монополизации;3) сдерживания роста денежной массы;4) снижение налоговРезультаты рейганомики ни были неоднозначным: с одной стороны, экономический подъем и Возросшая занятость в США после 1982 г сочетались с низкими ставками процента и темпами инфляции, но с другой - Рейганомика в Значительной мере отличалась существенным падением цен на нефть и сопровождалась резким ростом дефицита госбюджета и торгового баланса США.
Литература1. Белокоев В.В., Ковалев В.А. Курс общей экономической теории / В.В. Белокоев, В.А. Ковалев – Новосибирск: Сибирь-издат, 2006. – 370 с.2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория / Е.Ф. Борисов - М.: Вэлби, 2005. – 430 с.3. Брю С.Л., Макконнелл К.Р. Экономикс / С.Л. Брю, К.Р. Макконнелл - М.: Приор, 2004. – 560 с.4. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику / А.Я. Лившиц - М.: Лого-С, 2006. – 462 с.5. Хайлбронер Р.Л. Экономическая теория как универсальная наука / Р.Л. Хайлбронер - М.: Орфей, 2007. – 358 с.6. Чепурин М.Н. Курс общей экономической теории / М.Н. Чепурин - М.: Зерцало, 2006. – 420 с.