StudyDocs.ru Logo

Закон развития целого.docx


Закон развития целого
Закон развития целого или Закон целостного развития, включает в себя четыре Закона и 4 правила обеспечения соответствия развития деятельности положениям целостного метода системной философии (определениям, постулатам, основам применения метода). Это Закон индустриализации, Закон машинизации, Закон технологизации и Закон неубывающего разнообразия. Это также правило единства поколений, правило внутреннего потенциала, правило гармонии развития, правило внешнего потенциала. Для их реализации также могут быть использованы два подхода – восприятия и воздействия.

1) Закон индустриализации (целостной индустриализации). Развитие деятельности в среде осуществляется путем индустриализации, которая заключается в создании целых и целостных производств. В направлении создания целых и целостных человеко-машинных производств развивается любая человеческая деятельность – промышленная, образовательная, научная, управленческая, информационная, энергетическая, проектная, глобальная, региональная, страновая и т.д.2) Закон машинизации (целостной машинизации). Специализированные технические, биологические, природные и иные машины для индустриализации определенного вида деятельности должны создаваться как целостные и целые системы машин (технологии машин, специальные модели машин).3) Закон технологизации (целостной технологизации). Для развития деятельности необходима технологизация, т.е. преобразование процессов творчества, доступного единицам, в целостные и целые технологии, доступные всем и обладающие свойствами массовости, определенности, результативности.4) Закон неубывающего разнообразия. Развитие потенциала среды возможно, только если будет возрастать разнообразие внутри видов потенциала среды – напр., субъектов, объектов, результатов, целых триад. Для выживания и сохранения потенциала среды не должно убывать разнообразие внутри видов потенциала среды. Развитие потенциала целого возможно, только если будет возрастать разнообразие внутри видов частей целого – элементов, процессов, структур, других частей целого. Для выживания и сохранения целого не должно убывать разнообразие внутри видов частей целого.Источником формирования Закона неубывающего разнообразия послужило понятие биологического разнообразия, которое на саммите ООН в Рио де Жанейро (1992 год) было определено как «вариабельность живых организмов из всех источников, включающих, inter alia (лат. „среди прочих“) наземные, морские и прочие водные экосистемы, и экологические комплексы, частью которых они являются: это включает разнообразие в пределах вида, разнообразие видов и разнообразие экосистем». Это определение стало официальным определением с точки зрения буквы закона, поскольку вошло в конвенцию ООН по вопросам биологического разнообразия, которая принята всеми странами Земли, за исключением Андорры, Брунея, Ватикана, Ирака, Сомали и США.Различается сохранение биологического разнообразия "In situ" и "Ex situ", а также генетическое разнообразие. Сохранение «In situ», т.е. сохранение компонентов биологического разнообразия: в их естественной среде обитания; или применительно к одомашненным или культивируемым видам – в той среде, в которой они приобрели свои отличительные признаки. Сохранение «Ex situ» – сохранение компонентов биологического разнообразия вне их естественных мест обитания, в питомниках, зоопарках и т.д. Закон генетического разнообразия (в экологии) – закон, согласно которому все живое генетически разнообразно и имеет тенденцию к увеличению биологической разнородности.Закону неубывающего разнообразия отвечает, например, "конфликтная модель общества" Р. Дарендорфа, согласно которой существуют четыре причины социального неравенства людей :
1) неравенство проистекает из естественного биологического разнообразия склонностей, интересов, характеров людей и социальных групп; 2) неравенство проистекает из естественного (интеллектуального) разнообразия талантов, способностей, дарований; 3) неравенство проистекает из социальной дифференциации (по горизонтали) примерно равноценных позиций; 4) неравенство проистекает из социального расслоения (по вертикали в соответствии с престижем, богатством и социокультурным фоном), проявившегося в иерархии социального статуса.5) Правило единства поколений. Прошлое, настоящее и будущее поколения целого описываются общей моделью целого в виде целостной и целой системы (целостной и целой технологии, целостной и целой специальной модели). Это правило распространяется на целое, а также на каждую его часть.6) Правило внутреннего потенциала. Целое обладает внутренним потенциалом собственного выживания, сохранения и развития в смысле соответствия целостной и целой системе (целостной и целой технологии, целостной и целой специальной модели). При этом: для выживания необходимо сохранить внутренний потенциал соответствия целостной и целой системе (технологии, специальной модели) на определенном уровне; для сохранения – развить имеющийся внутренний потенциал соответствия целостной и целой системе (технологии, специальной модели) до более высокого уровня; для развития – создать качественно новый внутренний потенциал соответствия целостной и целой системе (технологии, специальной модели). Развитие целого будет устойчиво прогрессивным в смысле внутреннего потенциала, если внутренний потенциал соответствия модели целостного и целого каждого последующего поколения целого будет обновляться по сравнению с предыдущим поколением целого.7) Правило гармонии развития. Каждое новое поколение целого должно соответствовать такому эталону целого, в котором обеспечено гармоничное сочетание деятельности следующих целостных и целых систем (технологий, специальных моделей): духовной, нравственной, интеллектуальной, телесной систем (технологий, специальных моделей), систем (технологий, специальных моделей) душевного и телесного здоровья, на основе приоритета духовности и нравственности. Развитие целого будет прогрессивно устойчивым в смысле целостного метода системной философии, если каждое новое поколение целого будет соответствовать прогрессирующему эталону целого.8) Правило внешнего потенциала. Целое обладает «внешним потенциалом» – потенциалом влияния на развитие среды, в котором оно функционирует и частью которой оно является, в смысле соответствия целостной и целой системе (технологии, специальной модели), описывающей данное целое. В связи с наличием в среде потенциала влияния данного целого сама среда воспринимает, в разной мере, данное целое, как целостную и целую систему (технологию, специальную модель). В одних случаях влияние внешнего потенциала, рассматриваемого целого может быть воспринято средой, как несущественное. В других случаях влияние внешнего потенциала данного целого может приводить к регрессивному или прогрессивному развитию среды, как целого, в результате восприятия средой данного целого. В этом смысле развитие рассматриваемого целого будет устойчиво прогрессивным, если оно «от поколения к поколению» устойчиво наращивает внешний потенциал прогрессивного развития среды. Развитие рассматриваемого целого рассматривается, как устойчиво регрессивное, если оно «от поколения к поколению» устойчиво наращивает внешний потенциал регрессивного развития среды.
Принципы развития целого Комплекс целостных принципов развития – принципов развития целого включает в себя 14 принципов обеспечения соответствия развития деятельности положениям целостного метода системной философии. Для их реализации также могут быть использованы подходы восприятия и воздействия.Принцип однозначного соответствия «цель – процесс – структура»: в целом для достижения цели получения результата (выпуска каждого продукта в виде знания, товара, услуги) должен реализовываться процесс, строго соответствующий цели, а также осуществляемый с помощью однозначно определенной структуры. Функционирование целого описывается множеством таких соответствий, как предусмотренных при его создании, так и возникших в процессе развития. Каждая триада данного целого вида «цель – процесс – структура» должна соответствовать одной целостной и целой системе (технологии, специальной модели), – модели взаимно однозначного соответствия ее частей.Принцип гибкости: в соответствии с требованиями внешней и внутренней сред целое должно уметь перестраиваться, т.е. при необходимости переходить с одного соответствия «цель – процесс – структура» на другое. Гибкость должна осуществляться с оптимальным (в смысле определенной системы критериев) привлечением внутреннего и внешнего потенциала целого на перестройку целого.Принцип неухудшающих коммуникаций: коммуникации внутри целого и коммуникации между целыми во времени (склад) и в пространстве (транспорт) не должны ухудшать потенциал целого, его частей и результатов или могут ухудшать их в заданных допустимых пределах.Принцип технологической дисциплины: во-первых, должен иметь место технологический регламент использования потенциала целого для каждого соответствия «цель – процесс – структура», во-вторых, должен осуществляться контроль над соблюдением технологического регламента и, в-третьих, должна существовать система внесения изменений в технологический регламент.Принцип обогащения: каждый элемент целого (как и все целое) должен придавать новые полезные свойства (и/или форму, и/или состояние) преобразуемому ресурсу (предмету труда) в смысле достижения цели получения цельного и целостного результата данного целого, увеличивающие потенциал целого и результата его деятельности.Принцип мониторинга качеств: является обязательным установление критериев, мониторинг (анализ, оценка и прогноз) качеств целостности и цельности данного целого в смысле этих критериев; должен осуществляться мониторинг качеств всех соответствий «цель – процесс – структура» в данном целом.Принцип технологичности: из всех видов результатов целого (знаний, товаров, услуг), необходимых для достижения цели, поставленной внешней или внутренней средой, должно выбираться наиболее «технологичное», т.е. обеспечивающее наиболее эффективное (в смысле принятого критерия эффективности) использование потенциала данного целого для производства необходимого изделия.Принцип типизации: каждое из возможных многообразий целых и целостных объектов должно быть сведено к ограниченному числу типовых объектов, обоснованно отличающихся друг от друга. Такими многообразиями являются многообразие соответствий «цель-процесс-структура», многообразие структур, многообразие процессов, многообразие целых, триад целых и многообразие результатов (знаний, товаров, услуг). Для каждого из них должны иметься типы – соответствий, структур, процессов, целых, триад целых, результатов и т.п.Принцип стабилизации: необходимо находить и обеспечивать стабильность таких режимов всех процессов и таких состояний всех структур целого, которые обеспечивают наиболее эффективное (в смысле принятого критерия эффективности) использование потенциала целого для получения качественного результата целого.Принцип высвобождения человека: за счет реализации деятельности человека машинами, механизмами, роботами, автоматами, организмами и т.п. необходимо высвобождать человека для духовной, нравственной и интеллектуальной деятельности, для деятельности по развитию своего душевного и физического здоровья.Принцип преемственности: продуктивность каждого целого должна соответствовать потребительским возможностям всех компонент внешней среды целого; потребительские возможности целого должны соответствовать возможностям продуктивной деятельности всех компонент внешней среды целого.Принцип баланса: суммарное количество любого ресурса (а также и каждого известного компонента любого ресурса), потребляемого целым за определенное время, должно быть равно суммарному количеству этого ресурса (компонента, соответственно), поступающего за такое же время от целого в его внешнюю среду. Это условие относится как к целому, так и к его частям и элементам.Принцип экологичности: воздействие технологических, социальных, природных и других целых друг на друга должно приводить к устойчивому прогрессивному развитию каждого вида этих целых и их совокупности.Принцип согласованного развития: развитие целого и ее компонент (элементов, структур, процессов) должно соответствовать эволюции проблем, намерений и целей внешней и внутренней сред, для достижения которых нужны результаты функционирования (знания, товары, услуги) целого. Развитие целого должно основываться на согласованном управлении проектом целого и проектами ее внешней и внутренней сред.• Для примера рассмотрим Принцип технологичности инноваций. Как мы уже установили, любые результаты деятельности человека – знания, товары, услуги, сопровождающая их информация, должны быть технологичны. Это условие системной философии в полной мере относится к таким товарам, как объекты интеллектуальной собственности: научные издания, проекты, аналитические материалы, учебники, курсы лекций, учебные пособия, методические пособия и т.д. Учебник и любая другая научно-методическая работа, монография и любое другое научное издание, как продукты деятельности, в том числе – методологического и научно-теоретического характера, должны быть технологичными. Это необходимое условие того, чтобы интеллектуальная собственность могла стать инновацией в общественном производстве. Это условие должно выполняться как для инновационного развития общественного производства в целом, так и для его частей – научного, материального, энергетического, информационного, образовательного и других производств. Другими словами, результат деятельности человека может стать инновацией, если он технологичен для той области производства, для которой он предназначен.Это условие должно выполняться, к примеру, и для государственных программ развития областей знания и практики человека. Так, например, государственная программа поддержки инновационного развития образования должна быть технологична для отечественного образовательного производства. Это также одно из основных условий эффективной реализуемости государственного решения в отношении вариантов программ инновационного развития определенной отрасли общественного производства, например, металлургической, нефтедобывающей, пищевой, электроэнергетической и т.д.В системной философии деятельности данное условие описывается общим принципом технологичности. Этот принцип обобщает понятие технологичности на продукцию всех видов производств – управленческого, проектного, образовательного, машиностроительного, научного и других производств. На основе этого общего принципа можно разработать частные принципы технологичности для инноваций в отдельные виды производств и в конкретные производства.Например, для случая образовательной системы могут быть приняты следующие модификации принципа технологичности: из всех имеющихся видов учебно-методических комплексов, отвечающих цели, поставленной перед данной образовательной системой (университет, колледж, институт и т.д.), должен выбираться наиболее технологичный. Такой наиболее технологичный учебно-методический комплекс обеспечивает оптимальное использование потенциала профессорско-преподавательского состава данной образовательной системы для выпуска специалистов;или: из всех имеющихся стандартов специальностей и направлений высшего профессионального образования, отвечающих профилю данной образовательной системы (университет, колледж, институт и т.д.), должны выбираться наиболее технологичные, т.е. обеспечивающие наиболее эффективное использование потенциала профессорско-преподавательского состава данной образовательной системы для выпуска специалистов.









Примеры применения целостного подхода
Целостное конструирование Известно ухудшающее влияние компьютера на здоровье человека за счет шумов системы охлаждения. Шум – один из наиболее распространенных источников опасности при работе, на производстве. Основным последствием постоянного шумового воздействия (допустимый уровень шума – 55 дБ, шум компьютера – 65–70 дБ), является ухудшение слуха, но не единственным. Есть и другие последствия, такие как – звон в ушах, нарушения речи, замедленность восприятия, снижение работоспособности, раздражительность и слуховые галлюцинации. В связи с этим возникает проблема несоответствия степени шумового воздействия систем охлаждения компьютеров на здоровье человека условиям обеспечения комфортной и безопасной рабочей среды.На решение этой проблемы направлены усилия многих отечественных и зарубежных исследовательских и конструкторских организаций. В результате значительно снижена шумность вентиляторов (кулеров), используемых для охлаждения компьютеров, созданы системы жидкостного охлаждения, криогенные системы охлаждения, системы охлаждения с использованием эффекта Пельтье, а также системы охлаждения с использованием тепловых трубок. Постоянно совершенствуется конструкция теплоотводящих радиаторов в системах воздушного охлаждения.Наилучшим решением данной проблемы было бы, конечно, создание полностью бесшумной конструкции для охлаждения компьютеров, недорогой и удобной для использования как при промышленном производстве компьютеров, так и в условиях офисного и домашнего применения. Как наиболее удачное на сегодняшний день решение, в смысле создания бесшумной конструкции для охлаждения компьютера, необходимо отметить решение южнокорейской фирмы «Zalman» в виде корпуса компьютера Zalman TNN 500A. Предлагаемый корпус компьютера изготовлен без применения вентиляторов и других движущихся элементов с использованием тепловых трубок для бесшумного охлаждения тепловыделяющих элементов компьютеров. Недостатки данного решения – высокая цена корпуса (от $500), в котором использованы дорогостоящие материалы, а также сложность конструкции, затрудняющая использование данного корпуса при массовом производстве. Сложность конструкции корпуса Zalman TNN 500A затрудняет также и использование его для замены корпуса в домашних условиях. Можно считать, что проблема создания недорого и удобного бесшумного устройства для охлаждения компьютера еще не решена. На этой основе можно сформулировать аксиому системности объекта проектирования в следующем упрощенном виде: для формирования и осуществления системного проектирования объект проектирования необходимо представить в виде общей модели целостной и целой системы. В качестве объекта проектирования в данном случае рассматривается система охлаждения компьютера. Для реализации в практике данной аксиомы системности используем совокупность этапов и ключевую процедуру метода системной технологии.Применение Принципа целостности основано на трехшаговой ключевой процедуре метода системной технологии «от исходной формулы через нахождение общей модели целостной и цельной системы к рабочей формуле», которую для данного случая можно структурировать следующим образом: вначале – разработка исходной формулы Принципа системности для проектирования бесшумной системы отвода тепла от компьютера; затем – постановка и решение задачи нахождения общей модели системы для применения Принципа системности для проектирования бесшумной системы отвода тепла от компьютера и, далее, – разработка и применение рабочей формулы Принципа системности для проектирования бесшумной системы отвода тепла от компьютера.Исходная формула системности для данного случая уже сформулирована в виде аксиомы системности объекта проектирования. На данной предпроектной стадии работы нет необходимости в формулировке всей совокупности аксиом системности и центральной теоремы Принципа системности.Решение задачи нахождения общей модели системы для применения Принципа системности для проектирования бесшумной системы отвода тепла от компьютера проведем следующим образом; вначале определим состав совокупности существующих теплоотводящих устройств и систем для компьютеров; затем определим состав множества всех элементов совокупности существующих теплоотводящих устройств и систем для компьютеров; далее определим перечень всех функций, выполняемых элементами совокупности существующих теплоотводящих устройств и систем для компьютеров; после этого определяем перечень общих элементов, обеспечивающих в совокупности выполнение всех функций теплоотвода для компьютеров; полученные общие элементы используем при разработке общей модели системы для разработки рабочей формулы Принципа системности для проектирования бесшумной системы отвода тепла от компьютера.Итак, вначале для разработки необходимой модели общей системы для проектируемого объекта необходимо определить состав совокупности существующих теплоотводящих устройств и систем для компьютеров.Для этого рассмотрим множество существующих теплоотводящих устройств для компьютеров. Их можно разделить на 6 видов: 1. Вентиляторные; 2. На тепловых трубках; 3. Термоэлектрические; 4. Жидкостные; 5. Криогенные; 6. Комбинированные.Затем определим состав множества всех элементов. В перечисленных устройствах содержатся следующие основные элементы: радиаторы, вентиляторы (в вентиляторных устройствах); тепловые трубки, радиаторы, вентиляторы (в устройствах на тепловых трубках); элементы Пелтье, радиаторы, вентиляторы (в термоэлектрических устройствах); теплообменники, помпы, радиаторы, резервуары (в жидкостных системах); компрессоры, вентиляторы (в криогенных системах). Для построения комбинированных устройств используются различные комбинации большинства из перечисленных элементов.Далее определим перечень всех функций, выполняемых элементами совокупности существующих теплоотводящих устройств и систем для компьютеров. Теплоотводящие устройства являются частями теплоотводящих систем. Элементы существующих теплоотводящих систем для компьютеров выполняют 4 основные функции. Первая функция – производство тепла. Эта функция осуществляется такими элементами теплоотводящих систем как процессор, винчестер, блоки питания и другими. Производство тепла не сопровождается производством звуковой энергии (шума). Другая функция – транспортировка тепла, осуществляется тепловыми трубками, вентиляторами, теплоносителями жидкостных систем и т.д. Производство транспортировки тепла сопровождается повышенным, в сравнении с осуществлением других основных функций, производством звуковой энергии (шума), так как связано с применением вентиляторов. Третья функция – рассеивание тепла, осуществляется пассивными радиаторами, вентиляторами и другими элементами. Производство рассеивания тепла сопровождается производством звуковой энергии (шума), только если производится попутно с транспортировкой тепла вентиляторами. Четвертая функция – поглощение тепла, осуществляется, в конечном счете, окружающей средой. Производство поглощения тепла не сопровождается производством звуковой энергии (шума).После этого определяем перечень общих элементов, обеспечивающих в совокупности выполнение всех функций теплоотвода для компьютеров. Выделив и описав элементы всех видов теплоотводящих устройств для компьютеров, в результате получаем множество следующих общих элементов, из которых можно составить рабочую модель общей системы: 1. Источник тепла. Основными источниками тепла являются центральный процессор, графический процессор, системный блок компьютера, жесткие диски, модули памяти, микросхема чипсета, блок питания. 2. Транспортировщик тепла. Основными транспортировщиками тепла являются вентиляторы (кулеры). 3. Рассеиватель тепла. Основными рассеивателями тепла являются радиаторы, жидкости, воздух. 4. Поглотитель тепла. Основным поглотителем тепла является окружающая среда.Полученные общие элементы используем при разработке общей модели системы для разработки рабочей формулы Принципа системности для проектирования бесшумной системы отвода тепла от компьютера. Общая модель системы включает четыре последовательно соединенных элемента – источник тепла, транспортировщик тепла, рассеиватель тепла, окружающая среда. На основе данной общей модели системы можно найти рабочую модель системы, которая наилучшим образом соответствует поставленной цели. В такой рабочей модели общей системы проектируемого устройства функции транспортировщика и рассеивателя объединены в одном элементе системы: источник тепла, транспортировщик тепла и рассеиватель тепла, окружающая среда.Тогда рабочую формулу системности можно представить в следующем виде: для формирования и осуществления системного проектирования объект проектирования – систему охлаждения компьютера, необходимо представить в виде модели общей системы, в которой выполнение функций транспортировщика тепла и рассеивателя тепла обеспечивается одним элементом конструкции теплоотводящего устройства.В результате данный элемент конструкции соответствует поставленным требованиям, так как не содержит производящие шум детали. Предложенная конструкция решает поставленную проблему.Положения системной философии могут быть применены и для решения задач образования. Так, системная триада образовательной системы странового формата включает в себя следующие системы:а) система-субъект – совокупность государственных и неправительственных структур управления образованием. Эта система ответственна перед внешней средой (в том числе, перед страной) в целом за формирование концепции целостной образованности человека и общества, необходимой для целей выживания и развития страны. В функции этой системы входит также и управление реализацией концепции целостного образования;6) система-объект – совокупность учреждений и заведений образования. Эта система ответственна перед системой-субъектом и страной за реализацию концепции целостной образованности человека и общества, необходимой для выживания и развития страны;в) система-результат – предполагаемое приращение интеллектуального потенциала страны, необходимое для целей выживания и развития страны, за счет целостной образованности человека и общества, а также предполагаемая система управления сохранением, использованием и развитием целостной образованности человека и общества в обозримом будущем. Положения системной философии могут быть для информатики.

Переработка информации с целью получения желаемого результата – неотъемлемый компонент любой человеческой деятельности.
Информатика – вид деятельности по сохранению и развитию информационного потенциала общества.Индустрия информатики, как некоторая инфраструктура, предназначена для удовлетворения потребностей в информации всех звеньев общественного производства. Здесь под информацией понимаются в общепринятом смысле все сведения, которые могут быть объектом хранения, передачи и преобразования. В связи с этим своим назначением индустрия информатики должна добывать информацию, осуществлять сбор и первичную обработку в местах ее возникновения, складировать (хранить) и транспортировать (передавать по линиям связи, поставлять на различных носителях) в места потребления. Очевидно, что при осуществлении всех этих процессов информация должна подвергаться целесообразной переработке (преобразованию) с помощью информационных технологий.Существенно выделение двух видов информации: информация-знание (новое знание) и информация-сведения. Информация, как новое знание, вырабатывается в результате творческого процесса. Творческий процесс – основной компонент процессов научных и экспериментальных исследований, открывательства, изобретательства, рационализаторства, проектирования, конструирования, создания произведений искусства и литературы, формирования званий и умений обучаемых и работающих специалистов и др. Разновидность нового знания – управленческое решение, синтезированное в процессе изучения желаемого и фактического состояния объекта управления. Творческие процессы производства нового знания реализуются во всех сферах общественного производства.В соответствии с этими определениями можно констатировать, что в системе народного хозяйства имеют место два вида систем информационного производства: системы поддержки процессов производства и потребления нового знания; системы формирования и представления информации-сведений для производства и потребления знаний, товаров и услуг.Индустрия информатики содержит три основных вида технологических систем переработки информации: а) системы добычи информации, осуществляющие сбор, подготовку, предварительное преобразование и выдачу информации по заказам потребителей (напр., банков, баз данных и знаний); б) системы складирования информации – системы банков, баз данных и знаний и др., осуществляющие хранение и выдачу информации по заказам пользователей; в) системы транспортирования информации, осуществляющие ее передачу и прием с помощью средств связи и транспорта. Функционирование этих систем должно обеспечиваться с помощью соответствующих экономико-организационных и управляющих систем, составляющих, вместе с технологическими системами переработки информации, соответствующие производственные системы информатики.• Исследование технологии информатики с позиций системной философии приводит к необходимости изучения понятия целого и целостного результата (продукта, изделия) этих систем – информационного (в т.ч. программного) продукта. Один из аспектов исследования связан с реализацией в обществе изделий систем информатики, т.е. с взаимодействием информатики и общества.Информатика предъявляет к потребителю ее продукции, напр., экономисту, определенные требования: первое требование: «профессиональная грамотность». Это знание и умение подготовить конкретные профессиональные проблемы, цели, задачи для применения изделий систем информатики, напр., программного продукта (операционных систем, пакетов прикладных пpoгpaмм и т.п.); второе требование: «математическая грамотность». Это знание и умение использовать математические модели и методы для постановки и решения конкретных профессиональных проблем, целей, задач; третье требование: «компьютерная грамотность». Это знание и умение использовать современные и будущие возможности индустрии информатики в решении оперативных, текущих и перспективных профессиональных задач.В виде аббревиатуры эти требования к потребителю продукции информатики можно объединить под названием «ПМК-грамотность».С другой стороны, основные требования, которые надо со стороны общества предъявить к индустрии информатики, можно объединить понятием доступность, «понятность» изделий и средств информатики для потребителя. Первое требование: «физическая доступность». Это возможность в любое время и в любом месте воспользоваться нужными изделиями и средствами информатики. Второе требование: «понимание человека». Это требование понимания продуктами и средствами информатики особенностей человеческого языка и психологии общения с человеком. Другими словами, индустрия информатики должна «подстраиваться под человека», препятствовать, напр., возникновению стрессовых ситуаций при общении с ЭВМ. Третье требование «интеллектуальная доступность». Это требование изучаемости, понятности для потребителя средней квалификации, желательно без посторонней помощи, самих продуктов и средств информатики, напр., какого-то конкретного пакета прикладных программ (ППП). Для удовлетворения данного требования в комплект поставки таких изделий, как программные системы, придаются автоматизированные справочные и обучающие системы.Эти три требования общества к информатике можно объединить в виде аббревиатуры «ФПИ-доступность»: физическая доступность, понимание потребителя и изучаемость изделий информатики. Удовлетворение изложенных требований также приводит к необходимости решения таких задач прикладной информатики, как создание технологий потребления изделий информатики на основе, напр., технологии обучения способам и средствам потребления изделий информатики.• До недавнего времени имело место искусство специалиста по вычислительным машинам, недоступное другим, требующее длительного периода изучения. Персональная электронная вычислительная машина (ПЭВМ, персональный компьютер – ПК), сделала ремесло пользователя ПК массово доступным. Каждый человек, пройдя обучение и овладев совокупностью нехитрых приемов, получает возможность изготавливать, вместе с ПК и другими «интеллектуальными машинами и рабочими», в массовых количествах те информационные изделия, которые может изготавливать компьютерщик средней квалификации, освоивший конкретную предметную область. В настоящее время происходит распространение термина «информационная технология» на все сферы человеческой деятельности, как термина, описывающего искусство коллектива людей или одного человека высокоорганизованно осуществлять информационную часть профессиональной деятельности, представляя собой своего рода «интеллектуальную систему информационных машин» (коллектив людей, оснащенных компьютерами) или «интеллектуальную информационную машину» (человек, оснащенный компьютером). Это является отражением действия Закона технологизации в области информатики.Так же, как и в общем случае, в отношении технологизации информатики можно сделать следующие выводы:– в соответствии с определенными мотивациями, возникающими при информационном взаимодействии человека с внешней средой, человек ставит перед собой все новые цели в решении проблем выживания, сохранения и развития. Для достижения целей выживания, сохранения и развития осуществляется деятельность по сохранению и развитию информационного потенциала человека и общества – информатика;– процессы информационной деятельности содержат компоненты творчества и технологий. Творчество здесь понимается как совокупность неформализованных, нерегламентированных процедур, действий, движений по производству нового знания. Информационные технологии, напротив, это совокупность формализованных, регламентированных процедур, действий, движений. Можно утверждать, что, в отличие от информационного творчества, информационная технология, как процесс, обладает свойством определенности;– информационная технология четко определяет результат информационной деятельности – информационное изделие (продукт), которое необходимо для достижения цели, т.е. обладает, в этом смысле, свойством результативности;– информационная технология делает цель сохранения и развития информационного потенциала во многих и все более расширяющихся случаях серийно достижимой, т. е. информационный процесс достижения цели из уникального, творческого превращается в массовый. Технологизация информатики сводит исходную задачу изготовления информационного изделия «за раз» одним человеком, которая является массово невыполнимой, к массово выполнимой задаче изготовления однотипных информационных изделий с помощью комплекса «простых» процессов. Технология информатики, в силу этого, обладает свойством массовости.технологизированные виды информационной деятельности доступны для осуществления любым человеком, подготовленным по стандартным требованиям;технологизация информатики высвобождает творческий ресурс человека для нахождения, в частности, технологий решения других задач сохранения и развития информационного потенциала общества;– в отличие от технологизированной, творческая информационная деятельность приводит к изготовлению единичного изделия информатики, в т.ч. и в виде новых информационных технологий.