Ответы на экзаменационные вопросы.docx
1)Основные термины и определения:Работоспособность – свойство изделия выполнять возлагаемые на него функции с параметрами, указанными в нормативно технической документацииТехническое состояние – совокупность изменяющих свойств конструктивных параметров, характ. текущим значением.Наработка – календарное время (для а/м пробег), характеризующее продолжительность использования изделия.Ресурс – наработка до предельного состояния.Конструктивные параметры в процессе эксплуатации могут изменятся постепенно и дискретно.Отказ – отклонения конструктивного параметра приводящее к прекращению перевозочного процесса или невозможности его начала.Неисправность – все остальные отклонения.
2) Постепенное изменение конструктивных параметров.
Упу – предельно допустимое значение конструктивного параметра. Последствия носят предсказуемый характер.Уп- предельное значение КП, при достижении которого невозможно выполнить возложенные функции в соответствии с нормативной документацией.ЗУ-зона упреждения(предупреждения)ЗР – зона работоспособностиЗС – зона отказаОтклонения КП от нормативных значений может приводить к отказу или неисправности.
3) Причины ухудшения показателей качества:- нарушение правил эксплуатации -взаимное перемещение деталей-нарушение технического производства-воздействие окружающей среды-воздействия критических нагрузок
4) Последствия ухудшения показателей качества.Основным последствием, приводящей к возникновению неисправности является износ(40%).1. Износ:- Абразивный износ:
1-зависимость износа от толщины смазочного слоя.2-зависимость износа от шероховатости пов-ти.-Эрозионное изнашивание(под действием потока жидкости или газа).-изнашивание при заедание 2. Пластические деформации (20-25%)(изменение геометрических размеров и формы деталей результате превышения пределов прочности или текучести3. Коррозия (5% отказов)(окисление металлов вследствие агрессивного воздействия окружающей среды)
1- детали2- несущие элементы4. Усталостное разрушение(~18%)(циклические нагрузки)5. Старение – изменение физических свойств материалапод воздействием окр. среды.
5) МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯДля определения техн. состояния могут использоваться 2 способа:1. Прямой способ – заключается в непосредственном измерении или определение конструктивного параметра.2. Косвенный способ – определение текущего значения конструктивного параметра( техн. Состояния) по параметром сопутствующих процессов. Преимущества: 1) сокращение временных затрат. 2) Отсутствует необходимость в разборе агрегатов и узлов(снижение интенсивности износа).3) Возможность опред. техн. состояние сложных и неразборных узлов. НЕДОСТАТКИ: 1) более низкая достоверность результатов. 2) необходимость использования сложных и дорогостоящих оборудований. 3) Более высокие требование к персоналу.
6) СВОЙСТВО ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВПри определении техн. сост. косвенным способом используется диагностические параметры, которые должны обладать след. свойствами:1. Однозначность – любое значение диагностического параметра должно соответствовать одному значению технического или конструктивного параметра.
2. Чувствительность – изменение конструктр. Параметра должно приводить к максимальному изменению диагностического параметра.
3. Стабильность – свойство значения параметра соответствовать текущему значению конструктивного параметра с необходимой точностью
4. Информативность – свойство диагн. Параметра отделять исправное состояние от неисправного.
В большинстве случаев определение тех. сост. с помощью диагн. параметров приводит к наличию ошибок, которые можно разделить на 2 вида:1 рода: когда неисправный узел или агрегат в результате диагностирования признается исправным.2 рода: когда исправный агрегат или узел признаётся неисправным.
7)Стратегии поддержание работоспособности автомобиля.Для поддержания работоспособности может использоваться одна из 3-х стратегий:1. Поддерж. работоспособности за счет выполнения профилактических работ ТО.2. Восстановление работоспособного состояния после поступления отказа или неисправности(Текущий ремонт.)Некоторые отказы могут привести к трагическим последствиям.3. Смежная стратегия – часть отказов и неисправностей сокращается при проведении профилактических работ, а часть отказов восстанавливается после поступления.В настоящее время все производители используют 3 стратегию.
8) ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. ВИДЫ ОБОРУДОВАНИЯ.Все диагн. оборудование используемая на АТ, можно разделить на следующие группы:1. Встроенное диагн. оборудование2. Внешние диагн. приборы3. Подключаемые или устанавливаемые на автомобиль9) ВОССТАНАВЛИВАЕМЫЕ И НЕВОССТАНАВЛИВАЕМЫЕ ДЕТАЛИПосле достижения предельного состояния все детали автомобиля подразделяются на 2 группы:1. Восстанавливаемые детали – детали для которых существует технологии восстановления работоспособности2. Невосстанавливаемые детали Восстанавливаемые детали так же делятся на 2 группы:1. Ремонтируемые – детали, которые целесообразно восстанавливать в данных условиях2. Неремонтируемые – детали, восстановление которых не целесообразно в данных условиях.
10. Качество и его структура.Качество – совокупность свойств определяющих степень пригодности а/м к выполнению заданных функций при использовании по назначению.
Качество складывается из свойств, которые характеризуются параметрами и оцениваются показателями.
Качество => свойство => параметр => показательТопливная экономичность => контрольный расх. топл.=>л/100км
Динамичность => макс. Скорость => 180 км/ч…..
11. Закономерности изменения технического состава.Все процессы, происходящие не только при техн. эксплуатации, но и в природе, можно разделить на 2 группы.
1) Процессы, характеризуемые функциональными зависимостями.
Эти процессы очень хорошо поддаются прогнозированию, т.к. в ТЭ в большинстве случаев достаточно одной из двух зависимостей:
1. Целая рациональная функция:Y=a0+a1l+a2l^2+a3l^3
2. Степенная функция.Y=a0+a1l^b
Функциональными зависимостями можно описать только изменение среднего значения.
2)Служебные процессы – процессы в которых изменения исследуемого параметра зависит от множеств факторов, каждый из которых также может быть случайным.
- изменение конструктивного параметра от наработки.
12) Реализуемые показатели качества. Управления.
Для изменяющихся в процессе эксплуатации показателей качества важное значение имеет не только его начальное значение, но и так называемый реализуемый показатель качества (среднее значение за весь срок эксплуатации).
И для АТП, и для индивидуального владельца очень важно знать и уметь применять способы управления реализуемыми показателями качества.Основных способа 3:
1) Приобретение а/м с более привлекательными начальными значениями.2) Своевременное и качественное проведение работ ТО и ТР с применением сообтветсвующих материалов и запасных частей.
3) Ограничение срока использования а/м.
13) Надежность и ее свойства.Надежность а/м – св-во сохранять по наработке заданных пределов все показатели, характеризующие выполнение заданных функций.
Время экспл. лет | Годовая производительность % | Годовые затраты на ТР и ТО |
14812В среднем | 10075-8055-6045-5068-73 | 100160-170200-215280-300185-196 |
5.Безопасность
6.Живучесть
14) Безопасность. Определение и показатели.Свойство а/м сохранять работоспособное состояние в течение определенного времени или пробега.
Показатели:- Вероятность безотказной работыP=Nнеотк./N-(параметр потока отказов)
ω=Nотк/Lавто(пробег авто) [т.км^-1]
15.Ремонтопригодность. Определение и показатели.Свойство конструкции а/м способствовать обнаружению и устранению неисправности.
tp – среднее время ремонта, которое складывается из времени обнаружения и устранения неисправности.
16.Долговечность определение и показатели.Свойство а/м сохранять работоспособность до достижения предельного состояния при выполнении принятой системы ТО и ТР.Основные показатели:- Средний срок службы (ресурс)- Минимальный и максимальный ресурс.17)Сохраняемость. Определение и показатели.Способность а/м сохранять эксплуатационные свойства в течении длительного хранения и транспортировки.Основные показатели:- Средний срок хранения.-Гамма-процентный срок хранения. Tϒ(гамма внизу)=90% = 2,5 месяца.Срок сохраняемости, достигаемый объектом с заданной вероятностью ϒ, выраженный в %.18) Живучесть и безопасность. Определение и показатели.Безопасность – свойство конструкции а/м предотвращать ДТП и минимизировать их последствия.Живучесть – свойство конструкции ТС предотвращать отказ и неисправности вследствие неправильной эксплуатации.
Для вопросов (19-21). Последовательность обработки инф. по надежности.
Первый вопрос, решаемый на данном этапе – определение плана испытаний, в который входят следующие моменты.
1. Количество наблюдаемых объектов.2. Устанавливается ли ограничение по сроку наблюдения или наблюдения проводятся до отказа всех объектов.3.Продолжается ли наблюдение за восстановленными объектами или они исключаются.Кол-во наблюдаемых объектов зависит от трех параметров:1.Относительная точность, которую мы хотим получить.
Δ/t=ε ± 30000 км – одно кол-во± 100 км – другое2. Доверительная вероятность.β – вероятность попадания искомой величины в интервал, заданный относительной ошибкой.3. Коэффициент вариации γ.Зная эти 3 параметра, кол-во объектов определяем по формуле Чебышева.n4=(1/1- β)*( γ/ ε)^2Затем после сбора исходных данных, полученные значения выстраиваются в вариационный ряд.
19. Представление исходных данных в графическом виде.Построение гистограммы.
Lmin = 11 т.кмLmax = 30 т.кмΔL=(Lmax-Lmin)/1+3,2lgNГрафически изображать собранные данные можно построением полинома – кривая, соединяющая точки частот, отмеченных на середине интервала.
20.Расчет числовых характеристик. L=ΣLi/N – среднее значение
- N в знаменателе, если выборка явл. Генеральной совокупностью.
Ген. Совокупность – это выборка, включающая в себя все возможные проявления СВ.
- если выборка не является ген. совокупностью.
- коэффициент вариации.
21) выдвижение гипотезы о законе распределения и ее проверка.Одним из параметров позволяющим выдвигать гипотезу явл. значение коэф. вариации. Большая часть проц. , происходящая при ТЭА может быть описана тремя законами:1. Нормальный, V(нью) ≤ 0.42. Вейбулла – Гнеденхо, V = 0.4 .. 0.83. Экспоненциальный, V > 0.8Проверка гипотез может осуществляться различными мат. критериями, в основе которых лежит расчет различия между фактическим распределением и предполагаемым распредел. С рассчитанным параметрами с последующим сравнением полученного отклонения с допустимым критерий Х^2 . При проверке по данному критерию для каждого из интервалов рассчит. разница по формуле: ( X^2=[N*P(i)-r(i)]^2/(N*P(i)≥5) , N- кол-во СВ ; P(i) - вероятность попадании СВ в дан. интервал.Затем произв. суммирование по всем инт. и сравн. с допустимым.
25) НАДЕЖНОСТЬ СЛОЖНЫХ СИСТЕМСовременный автомобиль является сложнейшим устройством, он должен иметь не только высокую надёжность отдельных элементов, но и высокую надёжность всей системы.
Для системы сост. из последовательно соед. элементов вероятность безотказной работы опред. произведением вероятностей безотказной работы каждого элементаP(1)=P(2)=..=P(n)=0.999, n=1000P(авт)=P(i)^1000=0.367Для повышения надежности систем применяется резервирование
26) РАЗЛИЧАЮТ 2 ВИДА РЕЗЕРВИРОВАНИЯ:1) НЕНАГРУЖЕННОЕ РЕЗЕРВИРОВАНИЕ(холодное) – резервный элемент в нормальном состоянии не участвует в работе и включается только при выходе из строя основного.2) нагруженное резервирование(горячее) – постоянно в работе находятся оба элемента, а при выходе из строя одного из них оставшийся работает с повешенной нагрузкойR(sum)=0.001^2=0.000001P(sum)=1-0.000001=0.999999P(i)=0.999999^1000≤0.999В реальности на соврем. автомобиле присутствует смешанная схема соединения элементов, то есть часть этих элементов имеет параллельное соединение, а большая часть элементов имеет последовательное соединение.
27) НОРМАТИВ. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВЫ ПРИ ТЭА.Норматив – количественная, значительно реже качественная оценка, упрощающая процесс принятие решений, а так же его дальнейшую реализацию.При ТЭА применяют следующие нормативы:1. Периодичность проведёние работ2. Трудоемкость выполнения профилактических работ3. Трудоемкость выполнения восстановительных работРазличают: а) операционную трудоёмкость(в чел. часах). Б) удельную трудоёмкость работ – трудоемкость отнесенная к пробегу автомобиля.4. Нормы расхода запасных частей5. Ресурс ТС
28) Последовательность определения периодичности профилактических работ.Периодичность ТО – нормативная наработка между двумя последовательно выполняемыми видами ТО1.Определение списка неисправностей и отказов, которые можно и нужно предотвротить2.Определение оптимальной периодичности профилактических работ по каждому из отказов в списке.3.Определение количества ступеней ТО4.Группировка профилактических работ5.Окрулгение полученных периодичностей ТО и до целых.
29)ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ ПРЕДУПРЕЖДАЕМЫХ ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙМогут быть предотвращены те отказы и не исправности которые возникают в результате постепенного изменения конструктивных параметров (большинство плотностей распределение имеют нормальный закон)К отказам и неисправностям которые нужно предотвращать относятся отказы влияющие на безопасность дорожного движение, а так же отказы в результате которых могут потребоваться дорогостоящие восстановительные работы.
30) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРИОДИЧНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДОПУСТИМОМУ УРОВНЮ БЕЗОТКАЗНОСТИ(ГРАФИЧ. МЕТОД)Сущность метода – в обеспечении установленного уровня безотказности узла или детали на пробеге между ТО.Для его реализации производят сбор. и обработку статистических данных по отказу данного узла или детали в результате чего стоится плотность распределения.
Допустимая вероятность безотказной работы определяется по влиянию отказов на безопасное движения.P(БДД)= 0.95..0.98P(ост)=0.85..0.9F- вероятность отказа.
31. Определение периодичности профилактических работ по допустимому уровню безотказности(анал. метод)В настоящее время оптимальную периодичность ТО чаще всего определяют аналитическим методом.Lто= βLср β – коэф. рациональной периодичностиLср средняя наработка на отказ или неисправность. β зависит от 2х факторов 1. От допустимого уровня безопасности2. От коэф. вариации полученного распред.
Преимущества способа 1. Простота применения 2. Гарантия определенного уровня безопастностиНедостатки1. Отсутствие учета экономич. Факторов2. Значительное недоиспользования ресурса детали.
32. Определение периодичности профилактических работ по закономерности измен. параметра тех. сост. и его допустимому знач.(граф метод)На первом этапе проводятся исследования и определяется зависимость этого изменения.
33. Определение периодичности профилактических работ по закономерности измен. параметра тех. сост. и его допустимому знач. (Аналитический метод)При применении данного метода оптим. переодичность можно определить и аналитическим методом
Ун – нач. значение. Упд – предельно допустимое значение. «µ» - коэф. максимально допустимой интенсивности изменения конструктивного параметра. «а» – средняя интенсивность параметра µ зависит от 2х факторов:1.Допустимая вероятность безоп. работы2.Коэф. ВариацииПреимущества:1.возможность более полного использования ресурса детали2. гарантия определенного уровня безопастностиНедостатки:1. отсутствие прямого учета экономич. затрат2. необходимость периодической корректировки полученной зависимости изменения параметра техн. сост.
34. Технико – экономический метод опред. период. ТОНеобходимы след. исходные данные1. стоимость выполнения профилактической операции2. стоимость выполнения восстановительной операции3. зависимость периодичности выполнения профилактической операции Применение метода на примере определения периодичности замены масла1. стоимость профилактической операции (замены масла) d=3000руб2. стоимость восстановительной операции (ремонт двигателя) с=500000руб.3. зависимость периодичности ремонта двигателя от периодичности замены маслаLтр = 300т.км – 6Lто (50 тыс км до поломки)(эта строка относится к чертежу)
Оптимальная периодичность ТО определятся по минимальному значению удельных затрат на поддержание работоспособного сост.Преимущества 1)учет экономических показателей Недостатки 1) невозможность определения обеспечиваемого уровня безопастности 2) зависимость оптимальной периодичностиот стоимости ТО и зап. частей
35. Определение периодичности профилактических работ экономико вероятным методом (графический и аналитический)Исходными данными являются:1. стоимость профилактической операции2. стоимость восстановительной операции3. плотность распределений наработок на отказ или неисправностьОсновным критерием при использовании данного метода является определение минимума затрат на поддержание работоспособного состояния.
С – стоимость восст. операции F – вероятность отказа или неисправностиd- стоимость профилактической операцииR – вероятность безотказной работы F+R=1L`р – средняя наработка отказавших деталей Lто – периодичность проведения профилактических операцийL`р < Lто
После проведения испытаний на надежность получается плотность распределения наработок на отказНа основании среднего значения определяются удельные затраты без проведения профилактических работ
А – зона экономической нецелесообразности проведения ТОВ – зона максимальной экономической эффективностиОпределение периодичности с использованием экономико- вероят. метода может осуществить с учетом коэф. оптимальной периодичности, который будет зависеть от коэф. вариации распределения, а так же от коэф. заданного сокращения параметра потока отказов
w1- параметр потока отказов при выполн. профилакт. Работ. w2- без выполнения проф. работ.Преимущества: 1. учет экономическиз показателей2.возможность определения гарантированного значения Недостатки: 1.сложность2.недоиспользование
37. Выбор количества видов ТО.
Кол-воступеней ТО | Организационные затраты, % | ||
Утолия-0 | 10-СТО | 20-АТП | |
01234510 | 141918381808079 | 155100959698104119 | 170109108111116120159 |
38. Метод естественной группировки работ.
Стрелка – оптимальное время ТО по конкретному узлу или агрегату.+: Простота и наглядность.-: 1. Не всегда имеется ярко выраженная скученность2. Отсутствует учет влияния на безопасность дорожного движения.
39. Метод группировки проф. работ по стержневым операциям.В качестве стержневой операции может быть выбрана операция, влияющая на БДД или экологическую безопасность.
+: 1. Учет отказов обеспечивающих БДД 2. Простота и наглядность-: 1. Отсутствие учета финансовых показателей
40. Технико- экологический метод группировки.При использовании данного метода оптимальная периодичность определяется по минимальной сумме удельных затрат на поддержание работоспособности.+: 1. Обеспечение минимума затрат на поддержание работоспособного состояния-: 1. Отсутствие учета влияния на БДД
41. Структура системы ТО и Р.в результате проведенных исследований и испытаний производитель формирует структуру системы ТО и Р, которую и рекомендует всем потребителям своих автомобилей.
2) параметр потока требований3) распределение входящих треб. на проф. и восст. работы4) комплекс восст. работ5) комплекс проф. работ6) распределение проф. работ на работы, выполняемые по различным тактикам7) проф. работы, выполняемые строго по наработке8) проф. работы, выполняемые с учётом тех. сост. узла или агрегата (обязательно проводится контрольная опер.)9) поток проф. операций с оптимальной периодичностью.10) распред. проф. работ по ступеням11) распределение восст. работ по видам12) система ТО и ТРСтруктура ТО и Р - это комплекс взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию, содержание и нормативы для работ по обеспечению работоспособного состояния.Требования:1. обеспеч. необх. уровня эксплуатац. надежности при рациональных трудовых и материальныз затрат.2. природоохранная и ресурсосберегающая направленности3. постоянность и доступность4. планово-нормативный характер5. возможность корректировки нормативов в соотв. с условиями эксплуатации.
42. Нормативная и фактическая трудоёмкостьНормативная - юридически закреплённая величина трудозатрат, используемая для расчётов с владельцами автомобилями, исполнителями работ, а также для целей планирования.Фактическая - случайная величина трудозатрат, понадобившаяся исполнителю для выполнения конкретных работ с конкретным автомобилем или агрегатом.Нормативная включает несколько составляющих:t=tоп+tпз+tобслуж.+tотдtоп - оперативное время - затрачиваемое непосредственно на выполн. технич. воздействий.сост. из 2-х составляющих:-основное время. -время на выполн. заказной опер.-вспомогательное -затраченное на работы, необх. для выполн. заказанной операции.tпз - время, отводимое на подготовку и выполн. тех. воздействий tобс - время на обслуживание рабочего местаtотд - время на отдых и естественные надобности tпз = 3.5%,tобс = 2.5%, tотд=6% , % от оперативного для средних условий
43. Опред. норм. трудоём. методом хронометражных наблюденийПредназначен для определения или корректировки оперативного времени для конкретных условий.Перед началом наблюдений опред. их необходимое количество:
После проведения наблюдений происходит их статистическая обработка.Если полученное значение коэф. вариации не превышает значения, использованного для определения числа наблюдений, то рассчит. среднее значение может быть принято за оперативное.Метод может использоваться для стимулирования повышения производительности труда.
В этом случае устанавливается прогрессивная нормативная трудоёмкость, равная среднему значению минус среднее квадратическое отклонение.Но для принятия этого исполнителем наобходимо соответст. обоснование: повышение удельной оплаты труда, либо внедрение нового оборуд.Зависимость времени выполнения работ от квалификации исполнителя: 1 разряд - 1; 2 - 0.79; 3 - 0.71; 4 - 0.64; 5 - 0.61.
44.Определение нормативной трудоёмкости методом фотографии рабочего дня При использовании данного метода фиксируются все временные составляющие рабочего дня исполнителя с целью возможной корректировки вспомогательных составляющих нормативной трудоёмкости.
45. Определение нормативной трудоёмкости методом микроэлементарных операцийИспользуется производителем автомобилей. Состоит в том, что всё техническое воздействие разбивается на микрооперации (совершить 7 оборотов накидным ключом, наживить чайку)Из спец. разработанных справочников выбирается трудоёмкость, каждой микрооперации, и после их суммирования получается величина оперативного времени.
46. Процессы восстановления и их особенности.Процессы поддержания и восстановления работоспособности состояния на пробеге, значительно превышающем наработку на отказ.Особенности процессов восстановления.При организации работ по процессам восстановления необходимо быть готовым к 2-м особенностям:1) смешение отказов от разных поколений.
2) смешение разных видов отказа.
47. Основные показатели процессов восстановленияХарактеризуются следующими показателями:1) Средняя наработка между отказом
2) Средняя наработка до k-20 отказа:
3) Коэффицент полноты восстановления ресурса
Различают 3 вида значений этого коэф.:1) µ=1; 2) µ<1, но всё время постоянное. 3) µ<1 и постоянно уменьшается (детали или узлы, ресурс которых зависит от общего состояния автомобиля)4) параметр потока отказов W(омега) - кол-во отказов, приходящихся на ед. времени.5) ведущая (?ф-ия?) потока отказов показывает накопленное количество отказов данной детали к соответсв. наработке
48. Определение системы массового обслуживания и требования.Система массового обслуживания - система, в которой случайным является момент возникновения требований и продолжительность его удовлетворения.Требования - комплекс технических воздействий, который необходимо выполнить для поддержания или восстановления работоспособного состояния.
49. Общая схема системы массового обслуживания.
1 - входящий поток требований2 - очередь3 - каналы обслуживания4 - исходящий поток требованийНа АТП все поДходящие требования удовлетворённые, а на СТО есть удовл. и неудовл. требования.5 - связь между исходящим и вход. потоком требований.Для АТП высококачественное удовл. требований приводит к уменьшению входящего потока треб.На СТО высококач. удовл. треб. приводит к повышению входящего потока
50. Основные составляющие СМО.СМО включает в себя 3 состовляющих:1) средства обслуживания 2) персонал3) запасные части и материалы
51. Классификация СМО 1. По входящему потоку- с огранич. вход. потока (АТП)- не огранич. вход. поток (СТО)2. По длине очереди- с ограничением длины очереди (СТО)- без ограничения длина (АТП)3. По приоритетности в очереди- с наличием приоритета в очереди- без исп. приоритета4. По специализации каналов обслуживания- СМО с универсальными каналами- СМО со специализированными каналами5. По кол-ву каналов обслуживания- одноканальные- многоканальные
52. Свойства простейших Марковских процессов.Для описания процесса функционирования СМО используется аппарт Марковских случайных процессов, в соответствии с которым поддержание работоспособности автомобиля происходит в процессах с непрерывным временем и дискретным состоянием.
При поддержании работоспособности автомобиля используются простейшие марковские процессы, которые обладают тремя особенностями:1. стационарность - входящий поток треб. не зависит от моментов начала и окончания наблюдений, а зависит только от продолжительности.2. ординарность - вероятность возникновения 2-х или более отказов на элементарном отрезке врени стремится к нулю.3. отсутствие последствий - независимость входящего потока требований от ранее возникших и удовл.
53-54 Принятие решений в усл. риска для авто. предпр. (внешний и внутр. подходы)Издержки на функционирование СМО U=C1r + C2n(св) + (С1 + C2)gC1 - потери от простоя автомобиля в очередиС2 - потери от простоя раб. мест n(св) - среднее кол-во простаивающих раб. местg - приведённая плотность потока требований g=m(мю)*W(омега)Исходя из этой формулы, можно сделать вывод, что проектировать и рассчитвать СМО можно двумя разными способами(внешний и внутр. подходы):53. "Внутренний подход"Определение размеров СМО для внутренней клиентуры по минимуму затрат на поддержание работоспособного состояния (АТП)
54. "Внешний подход"Определение размеров СМО с внешними клиентами осуществляется по максимуму прибыли (СТО)
55. Платежная матрица и её заполнениеДля решения задачи об опред. размеров СТО по макс. прибыли необх. иметь след. исходные данные:1) среднее количество требуемых постов2) min и max количество требуемых постов 3) прибыль, приносимая постом при его востребованности 4) убыток, приносимый при простое поста5) убыток, приносимый при отсутствии поста при необходимости 6) (?) вероятность востребованности опред. количества постов (на практике чаще всего опред. по формуле Пуассона)На основании этих данных строится платежная матрица, охватывающая все возможные случаи функционирования
56. Определение вероятности возникновения конкретного числа требований в СТО.Для простейших Марковских процессов вероятность возникновения определенного кол-ватребований определяется по формулле Пуассона: Рка=ак * е-а/к!а – среднее кол-во требованийк – кол-во требований для которых определяется вероятность57. Основные показатели эффективности СТО.1) Относительная пропускная способность: g=Nу/NNу – кол-во удовлетворенных требованийN – общее кол-во требований2) Абсолютная пропускная способность:А=ῳgῳ - параметр потока отказов3) Интенсивность обслуживанияµ=1/tg tg – продолжительность технического воздействияtg=tKMKДКПР/ТСМСРПККВКД – коэфф., учитывающий использование диагностического оборудованияКПР – коэфф., учит. простой по организационным причинамККВ – коэфф., учит. квалификацию исполненияТСМ – продолжительность смены, С – кол-во смен, РП – приведенное кол-во исполнителей, одновременно выполняющих работу. Учитывает возможность совмещения работ.4) Среднее время нахождения в очередиtОЖ=r/ῳ r – средняя длина очереди5) Издержки на функционирование СТОСТО с потерями: tСИСТ=gtgСТО без потерь: tСИСТ=tg+tОЖИздержки от функционирования:U=C1r+C2nСВ+(C1+C2)ρ C1 – потери от простоя а/м, С2 – потери от простоя раб. местnСВ- среднее кол-во простаивающих раб. Местρ – приведенная плотность потока требованийρ=µῳ58. Факторы влияющие на интенсивность СТО.-квалификация исполнителя-уровень механизации-применение средств диагностики-внутренние потери59.Механизация труда при ТО и ТР а/м.Оценивается уровнем механизацииУМ=tM*100/to to – общая трудоемкостьtM – трудоемкость работ, выполняемых с использованием механизированного инструментаВлияние уровня механизации на показатели эффективности
Параметр | Уровень механизации | ||
15 | 25 | 35 | |
Уровень работоспособности а/м | 97 | 100 | 109 |
Производительность труда | 75 | 100 | 113 |
Уровни механизации для СТО на 40 постов
Вид работ | Макс. уровень | Оптимальный уровень |
ЕС | 98% | 80% |
ТО | 75% | 65% |
ТР | 55% | 35% |
60. Требования к системе ТО и ТР1) Обеспечение необходимого уровня экспл. надежности при рациональных трудовых материальных затратах.2) Природоохранная и ресурсосберегающая направленности3) Понятность и доступность для владельцев и исполнителей4) Планово – нормативный характер5) Возможность корректировки нормативов в соответствии с условиями эксплуатации.
61). Виды технического воздействия.
1.Техническое обслуживание.Предназначено: 1. Для предотвращения возникновения отказа или неисправности.
2. Для отдаления момента наступления отказа или неисправности.3. Для выявления и устранения технических неисправностей, отказов.
4.Для поддержания внешнего вида автомобиля.
В РФ приняты следующие виды ТО:1)ежедневное; 2)ТО-1 и ТО-2; 3) среднее.2.Текущий ремонт.Предназначен для восстановления работоспособного состояния после наступления отказа.
3.Капитальный ремонт – восстановление параметров технического состояния а/м или агрегата до значений, близких к номинальным.Скр<=0,5 Cн – затраты
Lкр >= 0,75 Lн – наработка
62) Система корректировки нормативов, принятая в РФ. В Рф принята система корректировки нормативов с учетом конкретных условий эксплуатации.
Данная система включает 5 поправочных коэфф.
К1 – коэфф. Учитывающий категорию условий эксплуатации, которая определяется 3мя факторами.1.Тип дорожного покрытия.2.Рельеф местности.
3.интенсивность движения.К2 – модификация подвижного состава (базовая или не базовая)К3 – климатический районК4 – коэфф. Учитывающий возраст или ресурс подвижного состава.К4=1 если пробег а/м в пределах 0.5-0,75 ресурсного пробега.К5 – коэф учитывающий оснащенность производственно технической базы К5=1 (для АТП размером 250-300 ед. и для СТО 25-30 постов.
К сожалению никакое корректирование не позволяет учитывать субъективные условия эксплуатации.