StudyDocs.ru Logo

Фил.права. Место правового сознания в духовной жизни общества.docx


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования«Уральский государственный юридический университет»
Кафедра философии и социологии




Рефератпо философии правана тему: «Место правового сознания в духовной жизни общества»






Выполнил:Проверил: профессор Грибакин А. В.








Екатеринбург, 2015


Введение.Для современной жизни характерно переплетение разнообразных интересов, потребностей отдельных людей и социальных групп, соответственно и различное отношение людей к общественным явлениям, в том числе и к юридической действительности. Одни сознательно выполняют предписания правовых норм и законов, другие - так или иначе (умышленно или неумышленно) - допускают отступление от них. Иными словами, у людей, социальных групп неодинаковое понимание и отношение к юридической действительности (правовым нормам, юридически значимым действиям и так далее), то есть у них разное правосознание.Правосознание играет большую роль в жизни общества, оказывает влияние на состояние законности и правопорядка. Поэтому важно определить его место в духовной сфере (а также её понятие), его структурные элементы, уровни, виды, а также его функции.



Понятие духовной сферы жизни общества. Понятие правосознанияДуховная сфера является возвышенной сферой жизнедеятельности общества и человека. Именно духовная деятельность отличает человека от других живых существ. Будучи порождением общественной практики, исторически духовная сфера жизни завершает собой формирование социума, достраивая его доверху.Источником существования, развития, активности индивида и общества выступают потребности (материальные и духовные). Материальные потребности исторически предшествуют духовным, но они не определяют последние, а вступают лишь в качестве условия, создающего возможность их появления, развития и потребления. Ради удовлетворения духовных и материальных потребностей осуществляется духовное производство, представляющее собой в своем современном виде производство многофункциональное и многоотраслевое. Главной целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его ценности.Среди функций духовного производства выделяют:- духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной);- производство фундаментальных идей. При этом следует различать производство прикладных идей, которые одухотворяют процесс каждодневного совершенствования общественной жизни, и производство фундаментальных, способных изменить или вывести ту или иную сферу жизнедеятельности на новые горизонтали, или принципиально поставить новые цели и задачи. Так, например, концепция разделения власти в политико-правовом сознании, идея миссионерства в религии, теории относительности в естественнонаучном сознании.- функция производства знания о новых идеях и распространении этого знания. Для того чтобы новые идеи и знания (прикладные и фундаментальные) нашли свое место в общественной жизни, они нуждаются в трансляции. Эту функцию осуществляют общеобразовательные и высшая школы, культурно-просветительские учреждения, средства массовой информации.- функция производства общественного мнения неразрывно связана с предыдущей функцией, однако в процессах специально направленных на формирование общественного мнения, доминирующее значение получает идеологический момент.Совокупным продуктом духовного производства является общественное сознание. Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Одним из оснований может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда речь идет о его формах. Ими являются: политическое сознание, правосознание, религиозное сознание, эстетическое, философское.Таким образом, правосознание – является одной из форм общественного сознания, которое в свою очередь, есть совокупный продукт духовного производства.Правосознание — это одна из форм 
, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное 
 правовых явлений людьми.Правосознание - это одна из приоритетных составляющих известной теоретической конструкции (теоретическое тело) более сложных форм правовых сознаний (например, национального "российского правового сознания", "белорусского правового сознания" др)
.Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются 
, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм
. Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п. Таким образом, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.Правосознание — явление, относящееся к субъективной (духовной) сфере жизни общества, весьма близкое к самому праву. В юридической литературе высказывались даже мнения, согласно которым правосознание отождествлялось или вплотную сближалось с правом
. Вопреки этому важно подчеркнуть, что между указанными явлениями правовой действительности существуют качественные различия, которые, не препятствуют их тесному взаимодействию и даже взаимопроникновению.Ведь правосознание — чисто субъективное явление, оно состоит из представлений людей о праве (действующем, относящемся к прошлым эпохам, желаемом); из субъективного отношения к самому феномену права, его ценностям; из правовой психологии и даже из индивидуальной или массовой эмоциональной реакции на право, подчас интуитивной, подсознательной (как, скажем, во многих случаях реакции на нарушения норм писаного права)
.Если право представляет собой внешне объективированное институционное образование, выраженное в системе общеобязательных формально-определенных норм, то правосознание выступает в виде представлений о праве, суждений о необходимости юридической структуры взаимоотношений людей, установок на тот или иной юридический режим в жизни общества, явлений социально-психологического порядка, касающихся правовой сферы (эмоций, настроений и др.). К тому же право по своему содержанию даже с интеллектуальной стороны характеризуется существенным качественным своеобразием: оно состоит в основном из системных нормативных обобщений. И даже когда в условиях развитого гражданского общества нормативные обобщения наполняются основательным современным гуманитарным содержанием, оно остается нормативным институционным образованием — писаным правом
.С этим связаны особенности в уровне и характере структурированности права и правосознания. На первый взгляд может показаться, что правосознанию свойственна структурированность не меньшая, чем праву, т.к. есть правосознание, выраженное в правовой идеологии и правовой психологии; обыденное правосознание, профессиональное, научное; массовое, групповое, индивидуальное и т.д. Кроме того, оно дифференцируется в соответствии с делением общества на классы, иные общности. Однако все эти уровни, слои, сферы и все подразделения правосознания по иным социальным признакам не являются структурой. Это лишь подразделения данного термина, и по своей сути они скорее свидетельствуют о разобщенности правосознания, о том, что под термином «правосознание» понимаются различные проявления духовной, интеллектуальной, социально-психологической жизни, связанные со сферой права, не образующие органичной целостности.При таких подходах правосознание является типичным теоретическим понятием, которое универсально подходит только для научного ее изучения без концептуального определения ее существенной природы и существенных свойств, возможностей и функций. То есть у теоретического понятия является возможным только набор существенных теоретических конструктов и их признаков (их количество со временем увеличивается), которые универсально существуют в правовом сознании каждого народа, общества, каждого индивида, но как они функционируют и как их заставить максимально функционировать, - такого задания современная правовая наука пока не ставит на повестку дня в связи с их сложностью. Она ограничивается научным описанием этих теоретических конструктов и конструкций
. Таковыми конструктами являются: структура, уровни, виды, элементы и функции правосознания. Рассмотрим их далее.Структура – это устройство, организация чего-либо
. Составляющими структуры правосознания являются:Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности), то есть правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.Интересен механизм правосознания. Оно «работает» через общую правовую оценку социальных фактов, через суждения об их соответствии идее правового и законного, через чувство права и законности и вытекающую отсюда волевую направленность поведения людей
. Таким образом, можно выделить следующие элементы механизма действия правосознания:Первый элемент — информационный, который отражает наличие в сознании того или иного объема информации о законе.Второй элемент — оценочный. Субъект, получив информацию о нормативном акте, формирует свое отношение к нему, а также его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.Третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом, использовать закон или нет, нарушать его или соблюдать его предписания.Виды правосознания:Индивидуальное правосознание — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.Массовое — правосознание обширных масс людей.Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).Уровни правосознания (их выделяют по глубине отражения правовой деятельности)Обыденное правосознание — правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой.Теоретическое (научное) правосознание — формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей в социально-правовой сфере.Профессиональное правосознание — это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.






Функции правосознания. Его роль в жизни общества и государстваФункции правосознания во многом определяет его нормативность, но нормативность совершенно иная, нежели нормативность права как институционного образования. Это нормативность правосознания. Её выражают не всеобщие, общеобязательные, формально-определенные правила поведения (что характерно именно для права), а лишь осознание обязательности юридических норм, идея законности и вместе с тем критерии правильности, социальной оправданности поведения или фактов, т.е. та нормативность, которая свойственна выражающемуся через правосознание особому неюридическому явлению — непосредственно-социальным (естественным) правам
.Функциями правосознания являются:Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.Таким образом, правосознание является очень важной составляющей духовной жизни и оказывает решающее влияние на многие факторы. Во-первых, правосознание играет большую роль при создании норм права, т.к. правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Следовательно, качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы. Поэтому в современных условиях особое значение приобретает уровень правовой культуры (и правосознания в т.ч.) депутатского корпуса. К сожалению, даже при самом общем рассмотрении, уровень правовой подготовки народных представителей вряд ли можно назвать отвечающим потребностям сегодняшнего дня. Незнание элементарных норм права, неумение ориентироваться в действующем законодательстве, а нередко и правовой нигилизм – вот основные показатели правового сознания значительной части депутатов. Между тем их должны отличать уважение к праву, убежденность в справедливости закона, активное участие в законодательной деятельности, стремление максимально способствовать упрочению правопорядка
.Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно к людям. Эти требования тоже выполняются посредством их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка. При этом здесь важно правосознание не только граждан, но и должностных лиц (в самом широком смысле этого слова). Хотя бы потому, что правосознание, правовая культура должностных лиц имеет исключительно важное значение для обеспечения прав граждан. Вместе с тем правовая культура должностных лиц выступает существенной характеристикой государственного управления. Значение правосознания должностных лиц особенно возрастает в связи с необходимостью совершенствования государственного аппарата, усложнением управленческих функций, повсеместного внедрения в государственную жизнь правовых начал.Таким образом, правосознание есть важный фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Высокий уровень правосознания свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразных правоотношений.


Заключение.Правосознание – является одной из форм общественного сознания, которое в свою очередь, есть совокупный продукт духовного производстваЭто очень важная составляющая правовой культуры общества. Оно непосредственно влияет на уровень законности и правопорядка в обществе. Поэтому важно определить место правового сознания в духовной жизни общества, Правосознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости, сознание прав и обязанностей человека, дозволений и запретов - все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется роль права, правосознания.Поэтому весьма важным является повышение уровня правосознания граждан, лиц, работающих в сферах правотворчества, правоприменения и правоохраны. Это является необходимым шагом на пути к гражданскому обществу и правовому государству.


Список литературы:Ю. Н. Дмитриенко //Форум права. – 2011. – № 4.  [Электронный ресурс]В. Ксенофонтов. Социология права // http://society.polbu.ru/ksenofontov_socprav/ch11_i.htmlЛукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973.Алексеев С.С. Теория права.—М.: Издательство БЕК, 1995.Ильин И.А. О сущности правосознания / подгот. текста и вступит, ст. И.Н. Смирнова. — М.: Рарогъ, 1993 // http://philosophy.ru/library/il/02/01.htmlКрысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. — (Библиотека словарей Яндекс).Певцова Е.А Учебное пособие по дисциплине «Актуальные проблемы формирования правовой культуры юристов». М.: Международный юридический институт, 2010